|
|
N°117, 05 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Глупый сибирский шарм» вологодского разлива
В московских клубах гостит русско-американская группа Red Elvises
Red Elvises, или «Красные Элвисы» -- единственная рок-группа родом из СССР, которая сумела добиться в США чего-то большего, чем популярность в эмигрантской среде. Стас Намин, правда, во времена Gorby, Perestroika, Glasnost и прочей Russian exotic сделал западно-ориентированный англоязычный проект «Парк Горького», но тот в итоге вернулся домой, и отдельные его музыканты -- Маршал и Носков -- делают сольную карьеру.
С «Элвисами» все иначе. В конце 80-х, еще в составе студенческой группы «Лимпопо», они попали в США. Им там понравилось. Настолько, что они решили продолжить знакомство с «одним из пяти континентов, держащимся на ковбоях». Десять лет назад они эмигрировали. Играли на улицах и всюду, где придется. Мода на русскую экзотику таяла, параллельно зрела идея петь по-английски. «Лимпопо» превратилась в Red Elvises. Кстати, в юности музыканты о настоящем Элвисе Пресли знали только, что это потный, склонный к полноте американский мужик, который поет рок-н-ролл. Им больше нравился Шевчук. В Америке, где Элвис превосходит по популярности иных президентов, их вкусы изменились.
Конечно, без упора на «сибирское» происхождение (двое музыкантов родом из Вологды, один -- из Одессы) в Америке не обошлось. Олег Бернов играл на гигантской красной басовой балалайке. На их сайте до сих пор написано Kick-Ass Rock-n-Roll from Siberia (нечто вроде «убойный рок-н-ролл из Сибири»). Играть они стали рокабили -- музыку, ставшую благодаря Элвису Пресли вечной, по крайней мере для США. Говорят, что начали играть ее, чтобы нравиться девчонкам. Единственным американцем в составе их группы был барабанщик Ави. Впоследствии он куда-то исчез. За барабаны сел оставивший свою супербалалайку Олег Бернов.
Red Elvises поучаствовали в огромном количестве фестивалей, написали музыку для фильма «Шестиструнный самурай» и даже помелькали в кадре первые десять минут. Они снялись в сериалах Melrose Place, Talk Soup и других. Выпустили девять альбомов, из них только один -- по-русски. Называется он Welcome To The Freak Show. San Francisco Weekly писала, что «парни никогда не теряют своего глупого сибирского шарма, обращаясь к своим возлюбленным в песнях как к «шоколадному пирогу» или «хорошо сделанному стейку».
В России они мало кому известны. Их клипы брали на MTV, песни попадали в радиоротацию, но крайне редко. Сюда они собрались, собственно, в отпуск -- проведать родителей и друзей. Но когда им предложили поиграть, страшно обрадовались.
Играли они с искренним удовольствием. Рокабили -- музыка одновременно выигрышная и трудная для исполнения. Выигрышность ее в том, что она по определению веселая, ритмичная и танцевальная. Трудность -- в том, что если исполнять ее плохо, никаким творческим поиском не оправдаешься. Каноны рокабили существуют давно и известны всем, так что недостатки исполнения мгновенно вылезают наружу. «Элвисы» старались вовсю, тем более что обаяния им не занимать. Однако наметилась интересная тенденция -- зрителям гораздо больше нравились песни на английском. Дело в том, что тексты «Элвисов», вне зависимости от языка, традиционны для жанра. Про девчонок, про «хорошо вдвоем» и про «улетим отсюда, как птицы». Когда музыканты поют по-русски, клубная московская публика на такую поэзию реагирует прохладно. А вот когда переходят на английский, перед зрителями возникает угарная американская рокабили-группа, веселая и заводная. И все пляшут. То есть веселье и легкомыслие легитимны, если исходят из уст американца с гамбургером в руке. Русскому, даже если он уже десять лет как эмигрант, такое не прощают.
«Элвисам» очень понравилась Москва. «Такая бурная культурная жизнь! -- восхищаются они. -- Олимпиады, фестивали, клубы отличные, не хуже, чем в Штатах». Так что на следующий год в гастрольных планах группы Red Elvises Москва скорее всего будет значиться.
Святослав БИРЮЛИН