Время новостей
     N°124, 13 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2000
Табачное лобби одержало верх
Производству «курительных изделий» госмонополия не угрожает
Единственным сторонником введения государственной монополии на производство и оборот табака и табачных изделий на вчерашних парламентских слушаниях, посвященных этой теме, показал себя Владимир Жириновский. Он же был единственным, кто оживил дискуссию своей сбивчивой и страстной речью. Прочие ораторы с цифрами в руках разъясняли полную абсурдность инициативы нескольких депутатов, в очередной раз внесших проекты законов «О государственной монополии на оборот табачных изделий» и «О государственной монополии на производство и оборот табака и изделий из него».

Говорили о пагубности госмонополии и о том, что рынок в ней не нуждается, поскольку отрасль очень динамично развивается (в 1998 году было произведено 218 млрд штук «курительных изделий», а в 1999-м -- уже 290 млрд), что общая собираемость налогов в прошлом году составила 112%, импорт снизился до 19 млрд штук (т. е. до 6,5% от объемов внутреннего производства), а нелегальный оборот сигарет внутри России равен лишь 6--7%.

Замминистра по налогам и сборам Сергей Веревкин-Рахальский отметил, что при внутреннем потреблении в 250--260 млрд штук в год объем производства «курительных изделий» в 1999 году примерно на 20% превысил внутреннюю потребность страны, и в этом году будет то же самое. Снижать объемы производства никто не собирается, значит, надо экспортировать продукцию -- например, в страны СНГ. Начальник управления Министерства по антимонопольной политике Сергей Котов сообщил, что его ведомство тоже не поддерживает идею о госмонополии: вполне достаточно, чтобы государство контролировало соблюдение установленных правил игры.

И тут на сцену вышел Жириновский и заговорил о здоровье нации, которая вымирает и к 2025 году, по его расчетам, вымрет окончательно! Погибель придет от «курительных изделий», поскольку, как справедливо отметил г-н Жириновский, «алкоголь трудно употреблять каждый день, наркотики тем более», а вот курят у нас постоянно. Спасти нацию может, по Жириновскому, госмонополия, потому что она поставит препоны на пути американских сигарет, которыми травятся русские курильщики.

Вообще г-на Жириновского хочется цитировать бесконечно. Его логика («не может частный сектор действовать на 11 часовых поясах и в климате, где плюс 20 и минус 20 одновременно»), пафос («три мафии семь лет душат парламент России: рыбная, табачная и алкогольная») и дар предвидения («Чем кончится отсутствие госмонополии? Гибелью страны») никого не оставили равнодушными. Вот и депутат Геннадий Кулик долго хвалил Жириновского за заботу о качестве «курительных изделий», но под конец своего пространного выступления признался: «Нам просто не справиться с обеспечением населения табачными изделиями, если мы поручим это государственной структуре».

Похоже, вопрос можно считать решенным. Заметим, что за рыночное, так сказать, его решение надо благодарить западные компании. Пока в России имеют промышленные интересы крупнейшие мировые табачные корпорации (Philip Morris, BAT, Japan Tobacco, Reemtsma), никакой государственной монополии тут не будет -- они просто этого не позволят. Аналогии с алкогольным рынком неуместны именно из-за того, что иностранные компании в производство спиртного на территории России не инвестируют.

Анастасия НАРЫШКИНА