|
|
N°236, 27 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Электронное правительство -- инструмент модернизации государства»
По данным социологов, менее 3% наших соотечественников хотели бы общаться с государством посредством компьютеров и сетей передачи данных. Но это, несомненно, временное явление -- работы по созданию в России электронного правительства уже начались. Кабинет министров обсудил эту проблему на заседании 16 ноября. Право на участие в проекте одной из первых завоевала Microsoft -- компания выиграла тендер на исследования по теме «Разработка концепции единой архитектуры электронного правительства». О том, что такое «электронное правительство» (оно же e-government) и каковы перспективы его возникновения в нашей стране, корреспондент «Времени новостей» Андрей АННЕНКОВ беседует с Александром ДАНИЛИНЫМ -- специалистом отдела работы с государственными и общественными организациями российского представительства Microsoft.
-- С заседания правительства, обсуждавшего компьютеризацию органов власти, я вынес такое впечатление: наши чиновники понимают термин «электронное правительство» в смысле «компьютеризированное правительство». Но ведь понятие «электронное правительство» этим не исчерпывается?
-- Повышение внутренней эффективности работы государственных служащих -- это действительно одна из частей работы по созданию электронного правительства. Второй аспект -- улучшение взаимодействия государства, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов, а также граждан -- с другой. И третье -- т.н. электронная демократия. Такова широкая трактовка понятия «электронное правительство». Более узкая трактовка связана с предоставлением гражданам услуг в электронной форме.
-- Где-нибудь в мире это уже реализовано?
-- Электронное правительство -- это не состояние, это процесс. Разные страны находятся на разных стадиях прохождения этого процесса. Существуют ежегодно публикуемые рейтинги (в частности, рейтинг ООН), которые отражают уровень развития электронного правительства в разных странах.
Первая стадия создания e-government -- это просто публикация властью информации в электронной форме. Собственно, речь здесь идет о той информации, которая прежде печаталась в газетах, а теперь быстрее и удобнее может быть получена гражданином через Интернет. Вторая стадия -- интерактивное взаимодействие хозяйствующих субъектов и граждан с государством. Это возможность уточнить, запросить информацию. Третья форма -- транзакционное взаимодействие. Оно подразумевает решение с помощью информационных технологий тех вопросов, которые прежде требовали от граждан личного контакта с бюрократом, визита в государственное учреждение. Например, получение различных справок, подача налоговой декларации, etc. Это предполагает использование сложных технологий, в частности, связанных с аутентификацией пользователя такого рода услуг (я имею в виду электронно-цифровую подпись, например). Ряд стран достаточно эффективно это реализуют.
-- Какие это страны?
-- Это страны, которые неизменно находятся в первой десятке различных рейтингов в части создания электронного правительства: Канада, США, Великобритания, Германия, скандинавские страны, Австралия.
-- Microsoft участвует в программах создания e-government в этих странах?
-- В них участвуют многие компании. Microsoft тоже, в качестве поставщика инфраструктурных технологических решений, как правило, но не только. В Великобритании, например, реализован очень интересный проект -- правительственный шлюз. Это означает предоставление информационных услуг гражданам и компаниям по принципу одного окна. Гражданину не должно быть дела до того, какова структура органов власти. Когда приходится менять место жительства, или когда у вас рождается ребенок, или в других ситуациях нам приходится обращаться в разные инстанции. Воинский учет в одном месте, паспортный стол -- в другом, и так далее. Государство перекладывает часть своих забот на наши плечи. Это неудобство устраняется информационными технологиями. Как сказал еще в 2000 году канцлер Германии Шредер: «Бегать должна информация, а не граждане». Очень точная формулировка. Перемещаться должны не материальные носители информации -- бумажные документы и мы, а собственно информация. Уже неким прогрессом может стать возможность подать с помощью Интернета заявку на подготовку нужных вам документов, справок.
Это весьма сложно реализовать. У нас существует т.н. проблема медиаразрыва, что означает отсутствие технологий безбумажного взаимодействия между ведомствами. У многих из них документооборот автоматизирован, но, когда данные надо передать из одного министерства в другое, печатается обычный документ, и он идет по инстанциям обычным порядком. Между тем огромное количество межведомственной переписки можно было бы вести исключительно в электронном виде.
-- А есть технологии, которые позволяют это решить?
-- Проблема не в области технологий, они есть. Это организационная проблема. Нужны решимость государства, принятие единых стандартов подготовки документов. Без этого, кстати, не реализовать и принцип одного окна. В Англии, кстати, это и сделано. Правительственный шлюз у них работает уже года четыре.
-- Какое ведомство у нас координирует (если координирует) работу по внедрению таких технологий?
-- В рамках ФЦП «Электронная Россия» реализуется часть проектов, связанных с e-government. Их координируют Мининформсвязи и Минэкономразвития. Но большинство проектов развивается вне «Электронной России», и не все они реализуются федеральной властью. Многие работы ведутся ведомствами.
-- Реорганизация организационной структуры власти у нас регулярное явление. Функции постоянно перераспределяются между ведомствами. Не ставит ли это под сомнение принципиальную возможность создания электронного правительства?
-- Ключевое слово здесь -- функции. Страны-лидеры пошли по пути создания не ведомственных, а функционально ориентированных систем. Электронное правительство как система базируется на функциях государства. Таковых в США, Великобритании, Германии насчитали от 400 до 500. Это функции, которые присущи федеральной власти. Они гораздо более стабильны, чем ведомственная структура. Насколько мне известно, мы тоже планируем такую работу в рамках административной реформы. Это очень важно для успеха e-government. Кроме того, описание функциональной, а не ведомственной структуры позволяет устранить дублирование работы различных ведомств, их избыточность.
-- Такой подход похож на автоматизацию бизнес-систем, предприятий, а не государственной власти.
-- Разница тут есть, но она непринципиальна. Сейчас многие правительства пошли по пути использования передового опыта компьютеризации в корпоративном секторе. Например, в США и Германии системы e-government предназначены для оценки эффективности управления ресурсами (точно так же, как и в крупных компаниях. -- Ред.).
-- Если дальше проводить аналогию между созданием e-government и компьютеризацией бизнеса, надо вспомнить о принципе «внедрением компьютерной системы управления должно руководить первое лицо компании».
-- Да, действительно. Пожалуй, не до конца решены вопросы централизации управления российской инициативой по созданию e-government. Нужна специальная структура, которая отвечала бы за программу. Об этом свидетельствует опыт передовых стран.
-- На заседании правительства глава Мининформсвязи Леонид Рейман заявил о создании в первом квартале 2005 года правительственной межведомственной комиссии, в сферу ответственности которой входила бы компьютеризация органов власти. Может, это и есть искомый орган управления?
-- Возможно. Зависит от статуса этой комиссии. Ну и роль первого лица государства тоже важна.
Не исключено, что технологии электронного правительства у нас не до конца оценены. Лидеры стран Западной Европы рассматривают e-government как третью волну реорганизации деятельности государства в принципе. Первая волна -- национализация основных индустрий. Вторая -- обратный процесс, денационализация, когда государства поняли, что не могут управлять этими индустриями эффективно.
-- Вы о временах Маргарет Тэтчер?
-- Да. Третья волна, как прямо декларируют Тони Блэр и Герхард Шредер, -- это электронное правительство как новый инструмент модернизации государства.
-- В России таких заявлений не слышно.
-- Положительная вещь состоит в том, что такие формулировки, как «электронное правительство», -- правда, взятые пока в кавычки, -- стали фигурировать в правительственных документах. Еще год назад этого трудно было ожидать.
|