|
|
N°236, 27 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кубань будет прирастать Сибирью
Губернатор Ткачев составил альянс с газовиком Ахмедовым
В минувшую пятницу Совет Федерации подтвердил полномочия Фархада Ахмедова, владельца компании «Нортгаз», в качестве сенатора от Краснодарского края. На этом посту 49-летний бизнесмен Ахмедов, который, как считают, входит в первую сотню самых состоятельных людей России, сменил бывшего мэра Сочи Леонида Мостового (см. «Время новостей» от 17 декабря).
Объясняя причины, по которым Кубань решила делегировать в сенат крупного бизнесмена, губернатор края Александр Ткачев сказал, что сегодня регион нуждается не столько в политиках, сколько в инвесторах, -- теперь, когда Кубань вошла в число «наиболее инвестиционно привлекательных регионов России, необходимо подтягивать ресурсы Сибири к Краснодарскому краю». Самого же г-на Ахмедова, конечно, привлекают перспективы региона, но также, видимо, и растущий политический вес г-на Ткачева. В качестве предпринимателя, создавшего одного из крупнейших независимых производителей газа («Нортгаз» занимается разработкой Северо-Уренгойского газоконденсатного месторождения), ему приходилось выдерживать нелегкие баталии с российской газовой монополией, и он хорошо представляет себе условия, в которых развивается бизнес.
-- С 9 декабря, сразу после того, как законодательное собрание края избрало вас представителем краевой администрации в Совете Федерации, вам пришлось расстаться со всеми должностями в «Нортгазе». Не жалко такого хозяйства?
-- Когда вы создаете дело с нуля, то, конечно, не может быть не жалко. Но я оставляю опытных, профессиональных менеджеров. Мы добились едва ли ни самых высоких в отрасли показателей производительности труда. А капитализация «Нортгаза», по оценкам, например, JP Morgan, достигла 1,4 млрд долл. Но я считаю логичным, когда средства, зарабатываемые на богатом ресурсами севере страны, начинают направляться в ее южные регионы, испытывающие их дефицит.
-- Но почему именно Кубань?
-- Я часто здесь бывал и хорошо видел, как развивается край. Здесь большие перспективы -- это, как говорится, и житница, и здравница, и жемчужина. Здесь будет как юг Франции. Это вопрос пяти--десяти лет. Но нужен «мотор», нужны инвестиции, нужны условия для них.
-- Вас, надо понимать, за этим и пригласили. Вы будете инвестировать собственные средства?
-- Буду, конечно. Но собственных, разумеется, не хватит. Одна из главных задач -- привлечь инвестиции. У меня много состоятельных коллег, которые доверяют мне и пойдут со мной. Которые, как и я, оценят перспективы края. То есть пул инвесторов.
-- Насколько пригодится Кубани ваш «газовый» опыт?
-- Здесь есть возможности создания сети газозаправочных станций -- альтернативы более дорогому нефтяному моторному топливу, развития газобаллонного «хозяйства» -- для бытовых и коммунальных нужд. Но вообще по уровню газификации Краснодарский край, потребляющий 9 млрд кубометров в год, превосходит среднероссийские показатели. У региона есть и другие привлекательные сферы для приложения капитала. Туризм -- одна из главных. В мире он стоит на одном из первых мест по доходности. Сочи посещает 1,5 млн человек в год. А бюджет города -- всего 100 млн долл. Спрашивается, где деньги?
Большие перспективы здесь, в частности, у горнолыжного туризма. У нас в стране 126 тыс. горнолыжников, а условий для них практически нет.
-- Один из громких проектов в крае -- реконструкция горнолыжного курорта «Красная поляна». Сколько средств вы собираетесь вложить в него?
-- Собственных -- от 30 до 50 млн долл. Но это в лучшем случае одна десятая часть того, что здесь потребуется.
-- Вас не смущает, что одним из главных инвесторов в этот проект может стать «Газпром», с которым у вас были конфликты?
-- Нет, не смущает. «Красная поляна» -- это огромное поле для инвестиций, места хватит всем. К тому же в данном случае речь идет о сфере, весьма далекой от газа, к которому у нас по традиции относятся как к «особому», стратегическому государственному ресурсу. И край заинтересован в привлечении частных инвестиций, в том числе и в сферу туризма. В этом у меня сомнений нет.
Владимир ГОРОХОВ