Время новостей
     N°235, 24 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2004
Железные вопросы
РЖД подвели итоги года
Вице-премьер Александр Жуков, являющийся председателем совета директоров «Российских железных дорог», от лица правительства вчера подводил итоги деятельности компании на заседании правления, проходившем два дня подряд. По его словам, Россия добилась наибольшего прогресса в реформе именно этой естественной монополии. Впрочем, традиционные объекты для критики тоже нашлись: убыточность пассажирских перевозок и непрофильные расходы компании. Однако эти проблемы РЖД придется решать уже в новом году.

Г-н Жуков отметил, что РЖД реже всех российских монополий индексировали тарифы. Правда, в первый день заседания, когда вице-премьер отсутствовал, глава компании Геннадий Фадеев жаловался, что добиться этого удалось за счет потери доходов. «Реальные доходы РЖД от перевозок выросли всего на 0,4% при росте ВВП России на 6,9%, -- заявил президент компании. -- Таким образом, железная дорога внесла повышенный вклад в экономическое развитие страны».

Впрочем, у правительства, по словам г-на Жукова, осталось еще много вопросов. Прежде всего как ликвидировать убыточность пассажирских перевозок. Один из присутствующих на правлении начальников железных дорог предложил решить эту проблему фактически путем перекрестного субсидирования -- взимая плату на содержание инфраструктуры с грузоотправителя. Но г-н Жуков эту идею отверг. По его словам, сначала необходимо сделать прозрачной структуру расходов и доходов компании: «Пока не будет четкой детализации, непонятно, какую тарифную политику проводить». Впрочем, по словам Аллы Уваровой, директора подразделения аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем», которое занимается проектами РЖД, доходность пассажирских перевозок изначально ограничена «социальными» тарифами, регулируемыми государством. Они могут так и остаться убыточными, пока не будет разработан механизм дотационного финансирования.

Г-ну Жукову не понравилось и наличие у компаний множества непрофильных затрат. «Если бы не было этих высоких внереализационных расходов, прибыль РЖД была бы в три раза больше и не пришлось бы привлекать дополнительные инвестиции», -- заметил вице-премьер. Правда, он не пояснил, как появились такие расчеты. В РЖД предположили, что замглавы правительства «просто выразился фигурально». Вице-премьер призвал железнодорожников не злоупотреблять заимствованиями (в декабре РЖД разместили облигаций на 12 млрд руб.). Лучше, по его словам, привлечь стратегического инвестора. И хотя эксперты считают, что риски по долговой политике РЖД не грозят, г-н Фадеев уже пообещал, что компания не будет привлекать заемные средства и увеличит долю инвестиций из внешних источников с 25 млрд в текущем году до 35 млрд руб. в следующем.

Правление РЖД попыталось вчера решить еще одну проблему, за промедление с которой г-на Фадеева в ноябре отчитывал Владимир Путин. Речь идет о переносе железнодорожной ветки в зоне затопления Бурейской ГЭС (необходимо построить 32 км новых путей). Как известно, ни РАО «ЕЭС», ни РЖД, ни правительство никак не могли договориться, кто будет финансировать этот перенос. Как сообщил вчера г-н Жуков, было решено разделить затраты на троих: правительство, РАО и РЖД. Геннадий Фадеев подтвердил, что готов выделить одну треть средств, правда, не уточнил, из каких источников. Ведь в инвестпрограмме РЖД на следующий год расходы на этот проект не предусмотрены.

Яна ГОДОВАНАЯ