Время новостей
     N°235, 24 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2004
Спайдер-кальмар из московской глуши
В галерее Гельмана открылась выставка «Bubble. Комикс в современном искусстве»
Хоть российские (а советские и подавно) дети учились читать не по комиксам, но от глобализации никуда не денешься. Всякий, кто пользуется метро, замечает наружную рекламу и разворачивает иногда газеты, может это заметить. Заграничный способ высказывать свои мысли и чувства с помощью ярких картинок со словами в пузырях-баблах, завоевал отечественное пространство рекламы и нахально лезет в высокое искусство. Которому давно уже не стыдно прикидываться низким. Художников, возделывающих эту поляну, немало, но то, что использующих комиксовые традиции работ набралось уже на хорошую выставку, стало сюрпризом. Главными героями оказались испытанные бойцы, давно уже подцепившие западную заразу. И пребывающие в полном восторге от нее: Георгий Литичевский показывает свои интерпретации героев, знакомых всем и каждому по голливудским блокбастерам, -- Спайдер-дельфина и Спайдер-кальмара. Другой бывший эмигрант, Георгий Острецов, демонстрирует брутальные сцены то ли из жизни Америки времен сухого закона, то ли российских 1990-х: бодрую смесь мужчин в смокингах, доступных дам и выстрелов. Но не все следуют западным или восточным (как Зоя Черкасская, использующая японские комиксы манга) образцам. Вячеслав Мизин и Александр Шабуров лезут на заграничную территорию со своим самоваром, изготовленным по мотивам искусства русского авангарда. Сверхактивные и чрезвычайно плодовитые «Синие носы» показали два проекта. Знакомый уже зрителю «Секс-супрематизм» разыгран на фоне цветастого узора: авторы в якобы супрематических доспехах произносят фразы о любви к Малевичу, Родченко и сексу на английском языке. Новый проект «Супрематический субботник» получился еще смешнее -- персонажи в процессе уборки, прикрываясь черными прямоугольниками и красными уголками, обмениваются репликами: от «подлинных» авангардных, из агитационных плакатов и абсурдной поэзии, до просто идиотических. Смешивает культуры и Александр Савко, забрасывая классических героев комиксов в московскую глушь или в сюжеты классических произведений. Острый язык комикса создан для самых смелых высказываний: приютила галерея Гельмана и скандальное произведение группы «ПГ», из-за которого чуть не забастовали бабушки-смотрительницы Третьяковской галереи, с вмонтированными телевизорами и неумеренным использованием традиционно прикрываемых частей тела.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки