Время новостей
     N°235, 24 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2004
Приобретение лица
«Роснефть" официально купила "Юганскнефтегаз»
Вчера стала более понятной судьба «Юганскнефтегаза», «Роснефти» и «Газпрома». Сразу же после полуночи «Роснефть» объявила о том, что приобрела «Юганскнефтегаз» (газета «Время новостей» сообщала именно о таком сценарии). А уже днем Владимир Путин намекнул, что «Газпром» все же прирастет «Роснефтью»: «Вы знаете, что крупнейшие мировые компании -- BP, ExxonMobil, Shell и так далее, -- они занимаются и электроэнергетикой, и нефтью, и переработкой нефти, и газом, и сжиженным газом. То же самое у нас будет делать и «Газпром», -- к этому стремится».

Правда, учитывая оговорку президента, что концерн к этому пока только стремится, наиболее вероятно, что некоторое время (насколько долго -- предположить сложно) будет идти борьба между сторонниками и противниками слияния газовой и нефтяной государственных корпораций. "Газпром", однако, уже вчера официально объявил, что планирует присоединить к себе "Роснефть" до конца января 2005 года. В любом случае, прогнозируемый расклад сил на российском энергетическом рынке принципиально не меняется. Остается лишь поверженный ЮКОС, готовый уже судиться чуть ли не со всеми крупными российскими структурами, а также зарубежные критики, которые считают «сделку века» крайне непрозрачной.

Впрочем, процесс прямой передачи «Юганскнефтегаза» под госконтроль, т.е. в состав «Газпромнефти», нарушил именно ЮКОС, подав иск в техасский суд, который неожиданно запретил проведение аукциона 19 декабря. Из-за этого «Газпром» столкнулся с трудностями в поиске кредиторов покупки (западные банки не рискнули нарушить это судебное решение, а российские банки, очевидно, «поднять» 9 млрд долл. не могли). Именно поэтому, по информации источника «Времени новостей» в одной из финансово-промышленных групп, профинансировали покупку несколько российских нефтяных генералов, создавшие «Байкалфинансгрупп», которая выиграла аукцион. А вот за какую сумму они продали «Юганскнефтегаз» «Роснефти» -- осталось загадкой. Учитывая, что госкомпания не объявляла о привлечении кредитов для покупки, резонно предположить, что она либо расплатится не сразу, либо сумма сделки гораздо ниже тех 9,3 млрд долларов, которые нефтяным баронам пришлось заплатить за «Юганскнефтегаз». Если вторая версия верна (а источник «Времени новостей» склоняется именно к ней), то для связанных с «Байкалфинансгрупп» «физических лиц» покупка «Юганскнефтегаза» для «Роснефти», надо полагать, проходила в рамках той самой «социальной ответственности», о которой стало модно говорить после начала дела ЮКОСа.

ЮКОС же, окрыленный победой в техасском суде, обещает засудить «Роснефть» и Сбербанк, которого считает кредитором задатка для участия в аукционе «Байкалфинансгрупп». Однако по поводу судебных решений в США вчера весьма резко высказался Владимир Путин: «Знаете, когда я читаю решение, скажем, техасского суда, где судья говорит: почему бы России не перенести конкурс по «Юганскнефтегазу», меня это удивляет. Я вообще не уверен, что она (судья. -- Ред.) знает, где Россия находится. Смущает уровень профессиональной подготовки. Вы знаете, юристы знают такое замечательное, основополагающее для гражданского судопроизводства правило: par in parem non habet imperium. Для людей другой профессии поясню: это означает, что равный над равным права не имеет. Это абсолютно с международно-правовой точки зрения неприемлемо, это несоблюдение так называемой международной вежливости, и это не моральная категория, а правовая категория в международном частном праве. Если нашим коллегам вот в этой известной, приведенной мною фразе, в этой «латинской ерунде» нравится только последнее словечко imperium, причем они распространяют его прежде всего на себя, любимых, то тогда должен сказать, что нас такой порядок строительства международных отношений, конечно, не устраивает». Остановит ли это заявление ЮКОС, сказать сложно, но вполне очевидно, что вряд ли Россия и США будут радикально портить из-за этого свои отношения.

Окончание на стр. 7Окончание. Начало на стр. 1

Внутри России, очевидно, сейчас разгорится борьба за «Роснефть»: как известно, топ-менеджмент компании (вряд ли вопреки воле председателя совета директоров "Роснефти", замглавы администрации президента Игоря Сечина) в сентябре выступал против присоединения к «Газпрому», так как в этом случае ему пришлось бы работать «под газовым концерном». Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков даже написал письмо Владимиру Путину о своем несогласии со схемой слияния. Однако председатель совета директоров «Газпрома», глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев 28 сентября в перерыве заседания совета директоров газового монополиста заявил: «Создаваемая компания «Газпромнефть», в которую в конечном итоге должны войти нефтяные активы «Роснефти», станет дочерним обществом «Газпрома» и будет работать в соответствии с принятыми в компании процедурами корпоративного управления. Важная задача переходного этапа -- не допустить размывания активов, участвующих в сделке, как это уже случалось ранее в самом «Газпроме». После этого президент «Роснефти» (а эксперты считали, что именно ее имел в виду г-н Медведев, говоря о размывании активов) Сергей Богданчиков согласился стать руководителем «Газпромнефти». И даже отказался от контроля над экспортными потоками нефти в пользу «Газэкспорта». Однако теперь все вернулось на прежние позиции и руководство государственной нефтяной компании, похоже, не намерено вновь мириться со слиянием. Об этом свидетельствует заявление «Роснефти», сделанное в связи с покупкой «Юганскнефтегаза»: "Приобретение 76,6-процентного пакета ОАО "Юганскнефтегаз" осуществлено в рамках реализации планов развития ОАО НК "Роснефть", предусматривающих превращение компании в сбалансированную национальную энергетическую корпорацию за счет развития производственных мощностей компании во всех регионах ее деятельности -- в Сибири, на Дальнем Востоке, на севере и юге Европейской части РФ».

Учитывая, что теперь «Роснефть» -- вторая в России по объемам добычи нефтяная компания, она, очевидно, обладает большим экономическим весом, чем раньше. Кроме того, ее стоимость значительно возросла с учетом приобретения "Юганскнефтегаза", и акций «Газпрома», которые находятся на балансе его «дочек», для обмена с государством может не хватить. Поэтому если, как говорит Владимир Путин, газовый монополист все же будет прирастать нефтью, необходимо разработать новую схему слияния. А это - новое столкновение позиций, интересов, а, главное, -- время. Так что о скорейшей либерализации рынка акций «Газпрома», которую Алексей Миллер обещал начать в первом полугодии 2005 года, судя по всему, говорить не приходится.

Лидеры нефтедобычи России (по результатам за 11 мес. 2004 года, млн т)
До продажи «Юганскнефтегаза» После продажи «Юганскнефтегаза»
ЮКОС (78,65) ЛУКОЙЛ (76,79)
ЛУКОЙЛ (76,79) «Роснефть» (67,1)
ТНК-ВР (64,1) ТНК-ВР (64,1)
«Сургутнефтегаз» (54,3) «Сургутнефтегаз» (54,3)
«Роснефть» (19,6) ЮКОС (31,1)
«Газпром» (10,9) «Газпром» (10,9)


Источник: ИК «Тройка Диалог»

Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  "Газпром" и "Роснефть"