|
|
N°235, 24 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новое -- это хорошо модернизированное старое
Российские ВВС опять покупают самолеты
Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КНААПО) вчера передало российским военно-воздушным силам семь модернизированных самолетов Су-27СМ (на снимке). Главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, выступая по этому поводу на авиазаводе, подчеркнул, что таким образом отечественная истребительная авиация впервые за постсоветский период получила новую боевую машину. Генеральный директор АХК «Сухой» Михаил Погосян поздравил собравшихся с тем, что военные и промышленность впервые за это время работают в рамках долгосрочного (трехлетнего) договора.
Г-н Михайлов обещал ускорить выполнение этого договора между ВВС и КНААПО и завершить его в 2005 году вместо 2006-го. Генеральный директор КНААПО Виктор Меркулов, со своей стороны, отметил, что в 2005 году (не очень удачном по загрузке, как сказал он) заказ ВВС будет хорошим подспорьем для предприятия.
КНААПО, входящее в состав Авиационной холдинговой компании (АХК) «Сухой», после распада СССР занималось в основном вооружением иностранных армий. Как заявил вчера «Времени новостей» Виктор Меркулов, экспортные заказы составили не менее 80% в продажах предприятия в 2004 году. Причем в основном это военные заказы. Не считая легкого самолета-амфибии Бе-103 (экспортные поставки которого начались недавно и составляют незначительную долю в доходах авиазавода), внешнеторговая деятельность КНААПО заключается в продажах истребителей Су-27 в Китай и Вьетнам. Отечественного же оборонного заказа на истребители КНААПО, по словом г-на Меркулова, не получало с 1997 года по 2003 год. В том году ВВС поручили модернизацию пяти своих истребителей Су-27 до уровня многофункционального боевого самолета Су-27СМ, способного бороться как с воздушными, так и с наземными целями. Эта пятерка машин была передана ВВС в конце 2003 года и размещена в учебно-испытательном центре под Липецком, где в течение года разрабатывались инструкции и рекомендации по боевому применению новой модификации. В том же году была подписана программа по модернизации флота целого истребительного полка, а именно 23-го полка 11-й армии ВВС и ПВО, базирующегося в Комсомольске-на-Амуре, непосредственно рядом с территорией КНААПО.
Вчера пилоты этой части получили семь модернизированных самолетов. Утвержденный график поставок предусматривает еще десять машин в 2005 году и семь -- в 2006-м. Однако директор завода Виктор Меркулов высказал вчера надежду, что все оставшиеся машины получится модернизировать досрочно, в течение 2005 года. Главнокомандующий Михайлов горячо поддержал эту идею и даже пообещал сделать заводчанам дополнительный заказ на Су-27СМ. По словам генерала армии, потребность ВВС России в самолетах такого класса составляет 200 машин. Правда, г-н Михайлов не обещал, что именно такое количество имеющихся Су-27 будет переделано в Су-27СМ. По его словам, выпуск этой модификации продлится еще пару лет, а затем военные планируют перейти на какую-то новую разработку авиаконструкторов фирмы «Сухой». Г-н Михайлов настаивает, что Су-27СМ -- это новая машина, несмотря на то что для изготовления ее используется планер уже состоящих на вооружении истребителей Су-27. По отзыву главнокомандующего, установленное на Су-27СМ программное обеспечение и оборудование повышает эффективность ее боевого применения на 60% по сравнению с исходным прототипом.
Летчики ВВС получили вчера не только самолеты, но и ряд других ценных подарков. В частности, командующему 11-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенанту Игорю Садофьеву главком Михайлов от имени министра обороны подарил именной пистолет Макарова за выдающееся личное участие в освоении новой авиатехники.
Несколько сложнее оценить, что именно получило КНААПО от первой за долгие годы крупной сделки с отечественными ВВС. Стоимость программы модернизации стороны категорически отказались назвать. Г-н Меркулов лишь сказал, что в 2005 году доходы завода из этого источника «увеличатся значительно, минимум на 50%». Это, впрочем, нетрудно определить исходя из объемов запланированных работ: семь Су-27СМ в 2004 году, не менее десяти -- в 2005-м.
В целом, отметил он, «2005 год не очень удачный по загрузке». Завод завершил выполнение экспортных контрактов с Китаем и Вьетнамом. Новые контракты если и будут заключены, то выполнение их придется уже на 2006-й и последующие годы. Серьезные надежды г-н Меркулов связывает с увеличением доли выпуска гражданской продукции на своем предприятии. КНААПО изготовляет уже упомянутые выше амфибии Бе-103, готовит к испытаниям первые образцы пассажирского лайнера для местных линий Су-80 и в перспективе рассчитывает получить заказ на серийное производство среднемагистрального самолета RRJ. Однако все эти программы при самом благоприятном развитии событий дадут отдачу после 2005 года. «В следующем году заводу придется затянуть пояс», -- признал вчера г-н Меркулов.
Михаил КУКУШКИН, Комсомольск-на-Амуре