|
|
N°235, 24 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«По сравнению с Туркменией в Узбекистане -- правительство XXI века»
На днях в Москве побывал Ален Делетроз -- вице-президент Международной кризисной группы (ICG). Она была создана в 1995 году рядом бывших глав государств и министров разных стран, озабоченных отсутствием профессиональных анализов ситуации в различных районах, которые позволили бы предотвратить сползание политического кризиса к вооруженному конфликту. Сейчас аналитики группы работают в 44 горячих точках мира и регулярно готовят публичные доклады. С Аленом ДЕЛЕТРОЗОМ встретился обозреватель «Времени новостей» Аркадий ДУБНОВ.
-- Были ли у вас за эти годы удачи в предотвращении вооруженных кризисов?
-- В мае 2003 года возникла угроза вооруженных столкновений между двумя племенами на востоке Конго. По своим масштабам этот конфликт мог превзойти резню в Руанде, где погибли десятки тысяч людей. Нам удалось очень быстро связаться с Генсеком ООН Кофи Аннаном, с президентом Франции Жаком Шираком. В результате в Конго был срочно послан контингент французских войск, получивший мандат Евросоюза. Это помогло предотвратить геноцид. Конечно, это сделали не мы, но наш сигнал тревоги помог принять мирное решение.
-- У вас есть миссии в странах СНГ?
-- Мы занимаемся закавказскими «замороженными» конфликтами, уже четыре года работаем в центральной Азии, а также в Молдавии.
-- Как вы оцениваете эффективность этой работы?
-- Нам удается привлечь большое внимание к репрессивному характеру режимов в Узбекистане и в Туркмении. В Узбекистане происходит возрождение интереса к исламу, которое порой сопровождается ростом фундаменталистских настроений. Но узбекские власти борются с ними настолько репрессивными мерами, что только усиливают эти настроения, способствуя созданию «мучеников веры». К сожалению, нам мало кого, особенно в Вашингтоне, удалось убедить, что с узбекским режимом надо быть осторожнее. Какие мы приводили аргументы? Вашингтон поддерживает множество репрессивных режимов в Латинской Америке, но побывайте в этих странах -- вы увидите, насколько высок там уровень антиамериканских настроений. С другой стороны, если США идут по миру с лозунгом демократизации, то и в Узбекистане, который в Вашингтоне считают дружественной страной, необходимо поддерживать эти требования. Между тем международные финансовые институты, такие как МВФ, ЕБРР, Мировой банк, обратили большое внимание на наши доклады и рекомендации и принимали достаточно жесткие решения по отношению к Ташкенту. Экономическое положение в стране настолько тяжелое, что мне трудно говорить, сколь долго сможет терпеть там народ.
-- Вы работаете в Узбекистане?
-- В 2002 году мы просили узбекские власти разрешения открыть офис в Узбекистане, поскольку нас обвиняли в том, что мы недостаточно хорошо понимаем ситуацию в стране, но нам отказали. Тем не менее мы продолжаем диалог с узбекским правительством.
-- Могли бы вы сравнить узбекскую ситуацию с ситуацией в Туркмении? В недавнем докладе ICG по Туркмении сказано, что политика президента Ниязова определяется его «углубляющейся паранойей».
-- Конечно. Если сравнивать с Туркменией, то можно сказать, что правительство Узбекистана -- это правительство ХХI века. Вы можете мне назвать хотя бы одно из 192 государств -- членов ООН, помимо Туркмении, где правитель бы решил переименовать месяцы года в честь своей матери? Или своим указом уволить 15 тыс. сотрудников здравоохранения? Или заставлять сдавать экзамен на знание написанной им книги «Рухнама» тех, кто хочет получить права на вождение машины? Там «Рухнама» стала обязательным предметом для изучения в средней и высшей школе. Если такая книга является основным курсом в туркменских вузах, то страшно себе представить, каким же окажется уровень образования нового поколения туркмен, которое после ухода Туркменбаши должно будет взять в свои руки ответственность за страну?
-- Скажется ли на стабильности в регионе уход Ниязова с политической сцены?
-- Если смена режима будет сопровождаться хаосом, то есть опасность, что в руках у людей обнаружится большое количество оружия. Сейчас кажется, что все оно сосредоточено в военных ведомствах, но мы знаем, как все меняется в условиях хаоса...
-- Как вы оцениваете результаты встречи президентов Узбекистана и Туркмении, состоявшейся 18 ноября в Бухаре?
-- С точки зрения стабилизации в регионе ее итоги даже превзошли мои ожидания. Было бы большой катастрофой, если бы то напряжение, которое возникло между этими странами в последние годы, переросло в военный конфликт.
Беседовал Аркадий ДУБНОВ