|
|
N°234, 23 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анатолий Осмоловский: Произведение искусства надо изобрести заново
Сегодня в Stella Art Gallery открывается выставка художника Анатолия Осмоловского. Событие может стать сенсацией: имя Осмоловского ассоциируется с ультрарадикальной художественной стратегией (знаменитой его акцией был перформанс 1991 года -- самое популярное в народе слово из трех букв, выложенное людскими телами, Осмоловским со товарищи, напротив мавзолея на Красной площади), а Stella Art Gallery в сегодняшнем арткомъюнити выполняет роль арбитра вкуса. Как Осмоловский и Stella Art Gallery смогли найти общий язык? Об этом и рассказывает художник.
Моя выставка, что откроется сегодня, посвящена изобретению произведения искусства. Называется она «Как политические позиции превращаются в форму». В московской художественной среде за последние пять--семь лет сложилась неприятная ситуация. Есть три серьезные проблемы. Первая: в 90-е годы я и те, кто работал со мной, ощущали себя больше политическими революционерами, чем художниками. Году эдак в 2000-м выяснилось, что невозможно быть разом и как художник гармоничным, и как политик эффективным. Встал выбор: политика или искусство. Я выбрал искусство. Вторая проблема -- утрата искусством собственной территории. Когда искусство стало забегать в другие контексты (социальный, политический), стало печально -- бытовая драка называется перформансом. И наоборот, художественный жест стали упрекать в недостаточной радикальности, клеймили салоном и декоративностью. Со временем это привело к чудовищной репрессивности художественного сообщества. Третья проблема -- художественный жест превратился в капустник, веселые смешки и розыгрыши.
На новой выставке я пытаюсь очистить искусство от внеположенных ему смыслов. Произведения сведены в серии -- объекты друг на друга похожи, но при этом очень разные. Зритель увидит настенные скульптуры -- из дерева вырезанные, покрытые краской. Перед тем как их делать, я исследовал историю мирового абстракционизма.
Важнейшей для себя темой считаю попытку переосмыслить проект авангарда, который был сформулирован Малевичем и эксплицирован во второй половине ХХ века теоретиками и художниками абстрактного экспрессионизма. Я думаю, что абстрактное искусство равно само себе. В нем не существует внешнего содержания, его крайне сложно использовать в конъюнктурных целях, в качестве пропагандистского плаката. Второй парадокс: абстракция в чистом виде невозможна. Потому применительно к моим объектам речь идет скорее об имитации. Все представленные на выставке объекты ассоциируются с конкретными предметами вещного мира. Они имитируют абстрактное искусство. Термин «имитация» заимствован у теоретика модернизма Климента Гринберга, который в своей работе «Авангард и китч» говорил о том, что абстрактный экспрессионизм имитирует классическое искусство. Другой аспект, важный именно для русской культуры, -- парадигма повторения, каноничность. В каком-то смысле работы, выставленные в Stella Art Gallery, вдохновлены православной иконой.
Вслед за Теодором Адорно считаю, что произведение искусства критикует наличные социальные отношения самим фактом своего существования. Произведение искусства строится в аспекте гармоничного высказывания и тем самым сопротивляется хаосу и дисгармонии общественной жизни. Так что критический пафос в этих фигуративных образах сохраняется. И только усиливается от того, что объекты выставляются в престижной галерее.
Подпись: С какими предметами ассоциируются данные объекты, догадаться нетрудно
Записал Сергей ХАЧАТУРОВ