|
|
N°234, 23 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба за бензин
ЛУКОЙЛ приобрел 37 питерских АЗС
ЛУКОЙЛ приблизился к осуществлению заветной мечты -- контролю над бензиновым рынком Петербурга. Вчера компания договорилась о покупке 37 АЗС, что позволит ей удвоить свою долю и вплотную подойти к лидеру местного рынка -- Петербургской топливной компании (ПТК). А если учесть, что ЛУКОЙЛ находится под особым покровительством питерских властей, можно предположить, что концерн уже в 2005 году окажется на первом месте. Это, конечно, неприятная новость для хозяев ПТК, которые не исключали возможности продать компанию. Ведь одно дело торговаться о цене компании -- лидера второго рынка страны, и совсем другое -- продавать компанию, которая сдала позиции.
Вчера Петербург посетил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Он провел переговоры с губернаторами Петербурга и Ленобласти Валентиной Матвиенко и Валерием Сердюковым, а также с полпредом президента Ильей Клебановым. По завершении этой встречи стало известно о том, что владельцы питерского оператора АЗС «Балт-Трейд» согласились продать свой бизнес крупнейшей российской нефтяной компании. В результате сделки в собственности ЛУКОЙЛа окажется 37 заправок -- то есть все принадлежащие нефтетрейдеру станции. Об этом сообщили представители ЛУКОЙЛа, ничего не пояснив о механизме сделки и ее цене. Эксперт консалтинговой компании «Купол», занимающейся исследованием рынка нефтепродуктов Санкт-Петербурга, утверждает, что средняя стоимость одной АЗС составляет около 1 млн долл. Впрочем, в самом «Балт-Трейде» информацию о продаже бизнеса не подтвердили. Как стало известно «Времени новостей», изначально трейдер не хотел продавать весь бизнес, переговоры шли только о 10--14 АЗС.
Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин говорит, что «Балт-Трейд» построил сеть из очень эффективных и современных АЗС, которая входит в тройку лидеров питерского рынка нефтепродуктов (занимает около 20%). Такую же долю, по его оценке, до сделки имел и ЛУКОЙЛ, который эксплуатировал в Петербурге и Ленобласти 42 АЗС. «Купол» приводит чуть меньшие цифры: на каждого участника сделки приходится 13--15% рынка.
Однако это не предел экспансии ЛУКОЙЛа в северной столице. Администрация Петербурга, как известно, рассматривает возможность передачи компании 40 участков под строительство АЗС в 2005 году. Понятно, что местные трейдеры очень нервничают и считают неправовыми любые варианты в обход аукциона. Весной Смольный и ЛУКОЙЛ заключили соглашение о стратегическом партнерстве, которое предусматривало выделение 60 участков под станции, но под давлением возмущенной бензиновой общественности его пришлось пересмотреть. Если концерн получит эти участки, то сразу же станет игроком номер один на питерском рынке.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург