Время новостей
     N°234, 23 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.12.2004
Ни копейки сверху
Госпакет Магнитки продан по стартовой цене за пару минут
Официальная процедура приватизации крупнейшего в стране Магнитогорского меткомбината завершилась -- 23,8% голосующих акций (или 17,84% уставного капитала) было продано вчера на аукционе за 790,15 млн долл. То есть государство не получило за последний находившийся в его собственности крупный объект черной металлургии ни копейки сверх стартовой цены.

Да и из всех участников аукциона заплатить такую сумму выразила желание лишь U.F.G.I.S. Structured Holdings Limited, входящая в группу компаний United Financial Group. Ее и признали победителем. Эта же компания накануне аукциона вывела из игры двух других претендентов. За день до аукциона U.F.G.I.S. выкупила все акции ММК у группы «Мечел» за 870 млн долл., что сделало нецелесообразным участие в торгах для НЛМК, с которым «Мечел» рассчитывал создать альянс. Представители Магнитки уже подтвердили, что U.F.G.I.S, которая в итоге консолидировала 42% голосующих акций предприятия, действовала в интересах ММК. Таким образом, менеджменту во главе с Виктором Рашниковым и стоящим за ним акционерам ММК удалось получить полный контроль над предприятием за 1,5 млрд долларов.

Госпакет Магнитки, за который предрекали жаркую битву, в итоге был продан всего за несколько минут. Представители компаний, ранее справедливо считавшихся основными претендентами, -- «Мечела» и НЛМК -- просто не явились на торги. В итоге из 12 допущенных к аукциону участников были зарегистрированы всего пять: U.F.G.I.S., которой был присвоен №5, Расчетно-фондовый центр -- №6, ДЕКМУС -- №12, «ОРК-Сфера» -- №9 и «Русцентрконсалт» -- №3 (за которым, как выяснилось позже, стоял «Базовый элемент»). Было заметно, что представители U.F.G.I.S изначально выделялись на фоне присутствующих: люди в полосатых костюмах, фамилии которых РФФИ отказался огласить даже после окончания торгов, держались очень уверенно, в то время как их потенциальные конкуренты оживленно перешептывались. В полпервого дня аукционист произнес стартовую цену, после чего ее почти одновременно подтвердили участники №5 и №6 (как потом в неофициальной беседе признал представитель ММК, Расчетно-фондовый центр тоже представлял интересы Магнитки). Аукционист признал, что первым поднял свою табличку представитель U.F.G.I.S, и начал отсчет до трех, после каждого удара молотка настойчиво предлагая участникам сделать большее предложение (шаг равнялся 2 млн долл.). Однако никто на его призыв не откликнулся. Спустя пару минут после старта торги завершились победой U.F.G.I.S, по сути так и не успев начаться.

«Никто не потратил денег, все договорились», «Очередной «честный» аукцион...» -- таковы были отклики экспертов, опрошенных «Временем новостей» сразу после окончания торгов. Впрочем, в РФФИ этого и не скрывали. Еще до начала торгов в списке с участниками, розданном журналистам, напротив пяти (как затем оказалось, присутствующих) участников были поставлены жирные крестики.

Поздним вечером во вторник «Мечел» и UFG сообщили о сделке: UFG, «действующая для консорциума инвесторов», покупает у «Мечела» 16,8% акций Магнитки за 780 млн долл. и выплачивает еще 90 млн долл. «за отказ от любых возможных претензий» к ММК и его акционерам. Представитель «Мечела» вчера заявил «Времени новостей», что «до последнего момента компания рассматривала различные варианты своих действий и выбрала самый выгодный». На вопрос, сохраняется ли еще интерес «Мечела» к ММК, последовал категоричный ответ: «Нет!»

Эксперты изначально сомневались, что у «Мечела» была заявленная компанией в качестве планки для торгов сумма в 2,15 млрд долл., -- скорее он рассчитывал привлечь на свою сторону НЛМК и часть миноритарных акционеров ММК. Однако в последний момент схема была переиграна. В любом случае за пакет (который достался владельцам «Мечела» за несколько десятков миллионов долларов) группа выручила 870 млн долл., которые теперь, по словам ее гендиректора Владимира Иориха, будут использованы «для продолжения стратегической экспансии горнодобывающего сегмента и дальнейшего укрепления лидирующей позиции по производству проката и специальных сталей». Акционеры же Магнитки заплатили за полный контроль над компанией (т.е. за недостающие 42% голосующих акций) 1,5 млрд долл. -- даже меньше, чем «Мечел» собирался потратить на аукционе.

При этом многие эксперты убеждены, что «Мечел» был вынужден продать свой пакет. Еще две недели назад группа сообщила, что МВД провело сбор оперативной информации о хозяйственной деятельности компании.

Тогда же в группе заявили, что «данное расследование было инициировано конкурентами с целью помешать «Мечелу» участвовать в аукционе по продаже госпакета акций ММК». «Если «Мечел» вынудили это сделать, мы имеем такой же вариант развития ситуации, как и с ЮКОСом, просто он был реализован с меньшим шумом», -- говорит собеседник газеты в металлургических кругах, пожелавший остаться неизвестным.

Очевидно, что после выхода из игры «Мечела» участие в аукционе НЛМК потеряло всякий смысл. «НЛМК не участвовал в торгах, поскольку был заинтересован получить 42% голосующих акций, а не просто 23,8% акций, что даже не является контрольным пакетом», -- сказал «Времени новостей» представитель компании Андрей Сидоров.

После аукциона начальник управления общественных связей ММК Иван Сеничев и пресс-секретарь Елена Азовцева подтвердили: «U.F.G.I.S. представляет группу инвесторов, дружественных комбинату». В официальном пресс-релизе ММК сообщается, что ОАО «выражает благодарность РФФИ за проведение открытых и честных торгов. И благодарит других участников аукциона за достойное соперничество».

Победитель, который по сути стал посредником в сделке, вчера общаться с прессой отказался, передав через организаторов аукциона, что ему «нечего сказать». В распространенном затем пресс-релизе президент UFG Илья Щербович подтвердил, что госпакет ММК был приобретен в интересах «консорциума инвесторов», в роли «организатора» которых выступил UFG. Также в сообщении говорилось, что UFG «планирует в будущем активно взаимодействовать с другими акционерами и менеджментом компании в целях дальнейшего стратегического развития ММК и укрепления его лидирующих позиций в металлургической отрасли».

Источник «Времени новостей», знакомый с ситуацией на Магнитке, пояснил, что подобная схема сделки свидетельствует лишь об одном: «Формально продажа под видом аукциона состоялась, но все стали свидетелями лишь технической операции». Впрочем, некоторые собеседники газеты сомневаются, что пакет, за который можно было выручить почти 2,15 млрд долл., был продан по стартовой цене без предварительного политического согласия.

По словам врио председателя РФФИ Кирилла Томащука, продажа акций по стартовой цене стала следствием "стечения обстоятельств", хотя момент для торгов был выбран очень удачно, как раз на пике цен на рынке черных металлов, продавать его позже или раньше было бы неправильно. В ответ на вопрос, почему больший, чем у «Мечела», пакет ММК был продан UFG на 100 млн долл. дешевле, г-н Томащук сказал, что после того как «Мечел» продал UFG свой пакет акций, вчерашний аукцион оказался под угрозой срыва. «Ранее у менеджмента был контрольный пакет, если пакет «Мечела» продали в пользу менеджмента, теперь и вовсе квалифицированное большинство. В этих условиях продать миноритарный пакет тяжелее. Мог бы стоить этот пакет 2,15 млрд, я лично не знаю», -- сказал г-н Томащук.

Яна ГОДОВАНАЯ