|
|
N°234, 23 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эпоха «гарцующего жеребца»
Соперники пытаются бороться с «Феррари» за пределами трассы
Наступающие рождественские каникулы и новогодние праздники -- самое лучшее время, чтобы подвести итоги года минувшего и, может быть, попытаться предсказать, что ждет нас в наступающем году. Что касается «Формулы-1», очевидно, что финишировавший в октябре сезон вновь стал триумфом Михаэля Шумахера и «Феррари». Красный Барон по-хозяйски правил на трассах, а с его командой приходилось считаться и соперникам, и чиновникам Международной федерации автоспорта (ФИА), и даже всемогущему Берни Экклстоуну, владельцу коммерческих прав «Ф-1».
Превосходство «гарцующих жеребцов» из Маранелло над остальными командами привело к обострению отношений внутри мира Больших призов, и так в последние годы не отличавшимся дружелюбием. Считавшиеся когда-то такими же богатеями, как и итальянская конюшня, «Макларен» и «Уильямс» ради свержения «красных» пошли даже на объединение с беднейшими слоями сообщества «Ф-1» в лице «Джордан» и «Минарди», которые в свою очередь преследуют совсем другие цели. Их удел -- выжить в этом жестоком бизнесе, что из года в год становится все труднее. Но средство и те и другие предлагают одно и то же -- снижение расходов. По крайней мере это уравняет бюджеты «Феррари» и остальных команд «большой четверки», а аутсайдерам позволит продержаться еще один сезон. От этого выиграют и середнячки, которые пока хоть и не бедствуют, но и лишних тестовых дней позволить себе не могут.
Правда, к золотой середине теперь можно отнести лишь «Заубер». Удивительно, но даже швейцарская команда, пользующаяся поддержкой скудерии (прошлогодний болид «Заубера» был чуть ли не копией «Феррари» образца 2003 года), вступила в этот заговор. БАР, находившийся еще год назад и по финансам, и по результатам в этой самой середине, совершил громадный скачок, заняв второе место в Кубке конструкторов и сумев выбить у «Хонды» достойный бюджет, и теперь попал в категорию топ-команд. «Тойота», несмотря на плачевные результаты, в финансировании уступает разве что «Феррари», а количество рано или поздно должно перейти в качество. Прекратил существование «Ягуар», чьи хозяева из «Форда» устали ждать побед от своих подопечных. Хорошо еще, что на команду нашелся покупатель, и «зеленая кошка» превратилась в «красного быка». Дитер Матешитц, владелец компании «Ред Бул», фактически спас не только «Ягуар», но и «Джордан» с «Минарди» плюс продлил карьеру Дэвида Култхарда, пригласив шотландца в свою команду. И на старт следующего сезона выйдут-таки десять команд.
Девять из этих десяти выдвинули предложение снизить затраты за счет сокращения тестов и испытаний шин. Инициативу поддержали и ФИА, и Берни Экклстоун, но без подписи представителя «Феррари» эти решения не имеют никакой силы. Из Маранелло, где находится штаб-квартира скудерии, поступили контрпредложения -- ограничить не количество тестовых дней, а количество километров (максимум 15 тыс. км на развитие болида и одна тестовая трасса на команду). Каждая команда смогла бы распределить время между первой и последней гонкой по своему желанию. Кроме этого, дополнительно выделяется 15 тыс. км на каждого производителя шин. Каждая шинная компания может по своему усмотрению разделить эти километры -- с условием, что команды будут работать только на тестовой трассе. Расчет тут прост: итальянцы имеют две испытательные трассы и могут позволить себе сколь угодно долго тестировать свои машины. Кроме того, они остались единственными клиентами «Бриджстоун» из топ-команд. Значит, со стороны шинников «Феррари» будет пользоваться исключительной поддержкой, которой не сможет получить ни одна команда из лагеря «Мишлен». В этом случае, как и в случае если оба предложения не будут приняты, «Феррари» получит дополнительную фору.
Так что вряд ли все эта «дешевая революция» скажется на расстановке сил. Как никогда мощная «Феррари» уже сейчас кажется непобедимой. Свой восьмой титул Михаэль Шумахер может выиграть даже легче, чем в этом или в 2002 году. С трудом верится, что кому-то под силу одолеть этого гоночного монстра. Дженсон Баттон, ярко сверкнувший в этом сезоне, в следующем будет испытывать проблемы с мотивацией в своей команде, после того как руководство БАР запретило англичанину переход в «Уильямс». Новая пара пилотов в «Макларен» Райкконен--Монтойя выглядит сколь многообещающей, столь и непредсказуемой. От того, как пройдет адаптация колумбийца в новой обстановке, зависит не только ход чемпионата, но и дальнейшая судьба самого Хуана Пабло. В «Уильямсе» вообще пока нет второго пилота, а Марку Уэбберу придется привыкать к грузу ответственности, который всегда давит на гонщика команды такого уровня. Особняком стоит «Рено», где Фернандо Алонсо играет почти такую же исключительную роль, как Шумахер в «Феррари». Только молодому испанцу она еще не по плечу -- звездная болезнь, признаки которой были замечены у него в этом году, сказались и на его результатах. По восточному календарю наступающий год будет годом Зеленого Петуха, но, похоже, что в «Формуле-1» он продлит эпоху «гарцующего жеребца».
Но все это лишь гадания под Святки. До Нового года остается совсем немного времени, а там не за горами и начало сезона в «Формуле». Откроет его презентация нового болида "Уильямс", которая состоится уже 7 января, а 18 января начнутся первые испытания новеньких машин. Появятся первые данные, и болельщикам уже не придется скучать и развлекать себя подобными прогнозами.
Дмитрий СИТНИК