|
|
N°116, 04 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Если хотите нарваться на проблемы, можете нас не слушать»
О задачах рабочей группы Госсовета по вопросам модернизации образования рассказывает ее руководитель, председатель правительства Республики Карелия Сергей КАТАНАНДОВ.
-- Сергей Леонидович, для чего нужна ваша комиссия и разрабатываемый вами проект образовательной политики России? Ведь были уже национальная образовательная доктрина, стратегия модернизации образования, план правительства и много других программных документов.
-- В обществе все эти документы обсуждаются, и люди недовольны. У них складывается ощущение, что школа становится платной. Всему этому нужно положить конец. Для этого создана рабочая группа, которая должна обобщить все наработки, учесть опыт и предложить Госсовету и президенту программу действий в нескольких направлениях.
-- Работа комиссии корректирует все созданные ранее проекты, снимая спорные вопросы?
-- Не столько корректирует, сколько пытается учесть лучшие предложения и ищет согласия среди тех, кто представляет интересы педагогического сообщества и общества в целом. Это не означает, что мы подменяем правительство, как ходят разговоры. И не означает, что мы сможем навязать свою точку зрения. Мы ее только предлагаем. Президенту. Главное -- это успокоить общество.
-- А поиск всеобщего согласия не затормозит реформу?
-- Мы считаем, что если нововведения не воспринимаются в обществе или ухудшают то, что есть, мы должны вмешиваться. Мы не отвергаем возможность перехода на 12-летнее образование, не отвергаем единый госэкзамен. Но считаем, что это может решиться только после того, как государство подведет итоги эксперимента. Сейчас мы просто предостерегаем правительство от принятия окончательного решения по этим спорным вопросам. Вот наша цель. А если коллеги хотят нарваться на проблемы, то пусть не слушают нас, это их дело.
-- Вы категорически против придания образовательным учреждениям нового юридического статуса, который позволил бы повышать зарплату педагогам, не привязываясь к единой тарифной сетке? А это был один из существенных элементов реформы.
-- Мы убеждены, что нужно повышать зарплату учителю. Но мы реалисты, мы понимаем, что отдельно взятую отрасль реформировать очень трудно. Исходя из этого, мы считаем, что назрела реформа оплаты труда. Не только в системе образования, а во всем государственном секторе. Пора отказываться от ЕТС.
-- На сегодняшнем заседании много говорилось о необходимости повысить статус учителя, повысить зарплату, обеспечить равные права на образование. Это привычный популизм или реальные обещания?
-- Правду нужно говорить людям. Это главный лейтмотив. Чем обманывать людей, лучше сказать горькую правду. И мне кажется, что в этом плане президент занимает ясную позицию. В систему образования нужны дополнительные финансовые вливания. Нужно сделать все, чтобы государство несло ответственность, как и прежде, за систему образования, тогда эти обещания станут реальными.
-- А сейчас никакой ответственности разве нет?
-- По нашим законам сегодня ответственность за среднее образование несут муниципалитеты. Это привело к тому, что в богатых городах со школами все нормально. Разрабатываются новые инновационные идеи, современные учебники и технологии. Там, где нет средств, уровень образования сегодня ниже среднего и дети обречены на провал в будущем. Чтобы решить проблему равнодоступности, нужно восстановить государственный статус образовательных учреждений. То есть все школы передать обратно в федеральное подчинение.
-- Но при этом успешные муниципалитеты сохранят "шефство" над школой?
-- Да, сильные муниципалитеты могут наделяться правом от государства управлять системой образования. Но там, где таких возможностей нет -- в сельской школе и в небольших городах, -- государство должно нести ответственность за образование и финансировать напрямую.
Беседовал Кирилл ВАСИЛЕНКО