|
|
N°233, 22 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цензура из толпы
Религиозные фанатики скорректировали репертуар театра в Бирмингеме
В Британии наконец-то разрешился скандальный конфликт театра и религии, который три дня будоражил всю страну. Бирмингемский репертуарный театр пошел на попятную и решил отменить представление пьесы, спровоцировавшей уличные выступления радикалов-сикхов и столкновения с полицией.
Возмущение нацменьшинства (сикхи -- народ с собственной оригинальной религией, проживающий в основном в Южной Азии) было вызвано тем, что действие драмы «Бесчестье», созданной сикхской писательницей Гурприт Каур Бхатти, происходило в сикхском же храме. При этом по сюжету в святилище должно было случиться убийство и сексуальное надругательство. По мнению сикхов, г-жа Бхатти бесцеремонно надругалась над верой своего народа.
Во время субботней премьеры перед зданием Бирмингемского театра собралось около 400 сикхов, готовых на все ради защиты собственной веры. Они требовали снять «Бесчестье» из репертуара или хотя бы изменить место действия, чтобы эти тяжкие преступления происходили не в храме, а в каком-нибудь менее святом месте. Но руководство Британского театра, естественно, отказалось заниматься цензурой пьесы и отменять премьерный спектакль. А на всякий случай, чтобы спасти здание от весьма вероятного религиозного погрома, была вызвана полиция, заблокировавшая демонстрантов перед входом. Тем не менее разъяренные сикхи вступили в стычку со стражами порядка, после чего пять полисменов получили ранения, а трое особо буйных фанатиков попали в участок. Некоторым хулиганам удалось прорвать кордон и ворваться в театр: там они сломали дверь фойе и часть декораций. Играть спектакль в подобной обстановке актеры не смогли, и премьеру пришлось перенести.
В понедельник разруливать скандал пришлось «миротворцам» из городской полиции. После трехсторонней «встречи в верхах» между руководством театра, лидерами местной общины сикхов и полицейскими чинами директор театра Стюарт Роджерс принял решение отказаться от постановки «Бесчестья». По его словам, изменение текста драмы стало бы актом цензуры, а снять пьесу он вынужден из соображений безопасности. Впрочем, Роджерс заявил, что «театр решительно настаивает на своем праве ставить "Бесчестье" или любую другую пьесу, в которой освещаются современные проблемы многокультурного общества". «Нам остается только сожалеть, что незаконные насильственные акты привели к отмене легальной художественной постановки», -- добавил директор.
Отказ от пьесы полностью удовлетворил буйных сикхов, но вызвал возмущение у многих британских политиков и деятелей искусства, давно отвыкших от попыток клерикалов цензурировать светское искусство. Выступление религиозных фанатиков было расценено как грубое наступление на свободу слова. Впрочем, сами сикхские лидеры отрицают, что их погром в театре был направлен против гражданских прав и свобод. Некий Мохан Сингх, представитель бирмингемской сикхской общины, выступая перед прессой, попытался измерить демократические ценности статистикой: «Может, за все время эту постановку пришли бы посмотреть пять тысяч человек. И вы собираетесь ради этого разозлить 600 тысяч сикхов Великобритании и еще где-то 20 миллионов за рубежом?» Его, естественно, не поняли: гражданские свободы в цивилизованных странах не измеряются количественно, на то они и «права человека», а не «права людей». Тут можно ошибаться вместе с целым народом и иметь право на свое мнение, находясь в полном одиночестве.
Кроме того, в Британии слишком хорошо помнят, как иранский аятолла Хомейни объявлял вне закона живущего в Британии пакистанского писателя Салмана Рушди за его «Сатанинские стихи». Та скандальная фетва была практически единодушно осуждена на Западе, убить Рушди исламским фанатикам не удалось, а Иран лишь усугубил свой имидж тоталитарного государства, не уважающего свободу слова. Не исключено, что теперь сикхский протест вызовет аналогичные настроения в обществе. Погром, устроенный фанатиками в Бирмингеме, стал для общества неожиданностью, поскольку сикхская религия до сих пор считалась достаточно умеренной конфессией. По большому счету, у сикхов нет «естественных врагов», как, к примеру, у иудеев, да и сами они редко устраивают скандалы с громким общественным резонансом. Теперь в традиционно толерантной к иноверцам Британии к сикхам начнут относиться с куда большей осторожностью. А «Бесчестье», не исключено, все-таки поставят вновь: после погрома для британского общества «преодолеть религиозную цензуру» становится делом чести.
Владимир ДЗАГУТО