Следственный комитет (СК) при МВД России закончил расследование уголовного дела о крупнейших в российской истории аферах с пластиковыми картами. Милиционерам совместно с сотрудниками ФСБ удалось выйти на след целого синдиката, занимавшегося кражами баз данных о клиентах крупных банков и подделкой карточек ведущих платежных систем -- Visa, MasterCard, American Express и т.д. Дальше фальшивые кредитки продавались жуликам в США, Канаде, Израиле, Турции и многих других странах. Примечательно, что один из участников синдиката, Герасим Селиванов, долгое время находился в списке «самых разыскиваемых» в России преступников, который размещен на официальном сайте ФСБ.
По данным СК, организовал «пластиковое подполье» в июне 2002 года 28-летний уроженец Берлина и гражданин Украины Павел Чистов (некоторые фамилии изменены в интересах следствия) -- человек, хорошо известный среди кардеров (мошенников, занимающихся аферами с кредитками). Менее чем за месяц ему удалось сколотить, как отмечали в СК, «международную преступную группу, носившую законспирированный характер, деятельность которой нанесла ущерб России как участнику глобальных платежных систем». Также в группу вошел 24-летний Герасим Селиванов, имевший массу знакомых среди хакеров. Последние через Интернет взламывали сайты крупнейших мировых банков, похищая информацию о клиентах и их пластиковых картах. Эти базы данных хакеры за небольшую плату продавали Селиванову. Другим участником синдиката стал 30-летний уроженец Обнинска Михаил Муляр. Еще в начале 90-х годов он создал в родном городе подставную фирму, получил в банке кредит и скрылся. В 1995 году Муляра объявили в розыск, поэтому в Москве он жил по поддельному паспорту. В его обязанности входило руководство специальным цехом, выпускавшим поддельные
пластиковые карты, оборудование для которого поставил Чистов. Четвертый член группы был простым курьером.
Как выяснили следователи, уже в августе 2002 года Чистов создал интернет-сайт, предлагавший клиентам обширный спектр услуг. Если они располагали своими базами данных о владельцах пластиковых карт, то могли перенести в цехе Муляра всю необходимую информацию на кредитки, что стоило относительно дешево. Учитывая качество подделок, Чистов брал за каждую от 100 до 500 долл. Большинство же клиентов желали получить уже готовые подделки, не имея своих баз данных. В этом случае Чистов наносил на подделки данные, полученные от Селиванова, и забирал себе 15% от суммы, имевшейся на счету настоящего владельца кредитки.
Для выпуска поддельных кредиток Муляр официально закупал пластиковое сырье и штамповал из него карты. Потом при помощи специального оборудования на заготовки наносили полосу для подписи клиента, магнитную полосу с информацией о реальных владельцах карт и их счетах, голографическую защиту и прочие атрибуты кредиток Visa, MasterCard, American Express и т.д. Причем по желанию клиента на кредитке можно было выдавить любое имя. Таким образом, к примеру, Иван Иванов мог спокойно предъявлять в магазинах США и Европы карту со своей фамилией, а суммы за покупки списывались со счетов ничего не подозревающих иностранцев.
Готовые кредитки Муляр передавал курьеру. Если покупатели находились в Москве, товар им оставляли в камерах хранения на вокзалах. За границу карты переправлялись экспресс-почтой. Деньги за подделки поступали Чистову по системе электронных платежей. В результате меньше чем за год его услугами воспользовались тысячи аферистов практически со всего мира. Общий ущерб, нанесенный банкам, их клиентам и платежным системам, составил несколько миллионов долларов.
В 2002--2003 годах по всему миру стали всплывать тысячи таких кредиток, и Компания объединенных кредитных карточек обратилась с заявлением в ФСБ. Контрразведчикам в июне 2003 года удалось задержать Чистова, Муляра и их курьера. В цехе кардеров было обнаружено 8 тыс. поддельных карт, которые должны были поступить к заказчикам. Герасим Селиванов тогда подался в бега, был объявлен в розыск, а в этом году его удалось задержать. Одновременно в России и других странах были схвачены десятки людей, пользовавшихся услугами «пластикового подполья».