|
|
N°116, 04 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все лучшее -- соседу
Амурские пограничники продадут свои корабли китайцам
Впервые за последние годы десантно-штурмовые корабли на воздушной подушке «Мурена» вышли на рейд на Амуре. Их показывали потенциальным покупателям -- представителям вооруженных сил Южной Кореи. Впрочем, вчерашний показ носил скорее демонстрационный характер. Главным претендентом на покупку «Мурен» выступает Китай.
Малые артиллерийские корабли (МАК) и «Мурены» будут списаны из пограничного флота в рамках сокращения Амурской речной флотилии, которая должна была в случае военного конфликта с Китаем наносить превентивные удары и высаживать десант на его территории. Сегодня военные уверены, что опасность войны с Китаем миновала. Пикантность ситуации, однако, в том, что, если армия решит продавать списываемые суда, то с Амура они никуда не уйдут, а всего лишь сменят флаг, и будут выполнять аналогичные задачи уже в составе пограничных сил Китая. Наши южные соседи как раз надумали проводить полное переоснащение своей пограничной службы, с постепенной заменой легких катеров на более серьезные корабли. Наши же моряки, наоборот, пересядут с боевых судов на легкие катера.
Решение о списании судов было принято военным командованием совсем недавно. На основании решения по сокращению военных кораблей в целом по стране департамент морской охраны ФПС в июне направил в Дальневосточное региональное управление ФПС телеграмму о необходимости к 1 августа ликвидировать практически всю флотилию. В том числе дивизион (8 кораблей) «Мурен». Всего же на Амуре списывается 32 боевых корабля.
После списания корабли скорее всего будут проданы. О том, что их не собираются после списания разрезать на части, свидетельствует еще одна телеграмма департамента морской охраны, которая предписывает после списания и демонтажа вооружений оставить все корабли в плавучем состоянии для последующей продажи.
После снятия основного вооружения и секретного оборудования военные корабли будут рассматриваться как гражданские суда, которые могут быть куплены как россиянами, так и Китаем. Ряд бизнесменов из Комсомольска-на-Амуре, известных своими неоднозначными связями, уже интересовались возможностью прикупить одну-другую «Мурену». Командующий Дальневосточным региональным управлением ФПС Александр Гольбах даже сделал специальное заявление о том, что быстроходные «Мурены» не достанутся российским криминальным лидерам, поскольку продаваться они будут по линии госкомпании «Росвооружение». То есть Китаю.
Г-н Гольбах заявил корреспонденту «Время новостей», что сегодня пограничников волнует не возможность вооруженного конфликта с Китаем, а мирная, но незаконная миграция оттуда, скрытая экспансия китайцев в экономике региона, браконьерство и наркоторговля. Со всеми этими проблемами МАКи и «Мурены» не справятся. Немаловажно и то, что содержать такие корабли весьма накладно. Достаточно большой для реки МАК с экипажем в 38 человек для выхода на задание требует заправки 28 тонн топлива и 3 тонны масла. «Мурене» требуется 21 тонна топлива, а общий расход составляет 1,5 тонны топлива в час. «Содержать сегодня корабли нам просто не под силу, к примеру, только 11 МАКов на приколе потребляют в год столько электроэнергии, сколько все пограничные части, дислоцированные на территории Хабаровского края», -- заявил Александр Гольбах. Без движения суда стоят с 1997 года -- по замыслу российского военного командования они должны были выступать в качестве орудия устрашения возможного китайского агрессора. Однако с 1995 по 1997 гг. «Мурены» успешно использовались дальневосточными пограничниками. По мнению местных офицеров, в межсезонье они оказывались наиболее эффективным средством охраны границы на реке и островах.
«Мурены» имеют уникальные технические характеристики. Этот тип кораблей позволяет в кратчайшие сроки перебросить и высадить на необорудованном побережье в бассейне реки Амур более тысячи человек личного состава десанта с полным вооружением, а также до 15 единиц бронетехники. В 1994 году корабли на воздушной подушке совершили межбазовый переход от Хабаровска до Благовещенска, преодолев 1000 км за 14 ходовых часов. Аналогичный по назначению американский катер на воздушной подушке LCAC проигрывает отечественным «Муренам» в большинстве характеристик.
Аналогичная ситуация и с МАКами (малый артиллерийский корабль). Правда, эти корабли скорее пойдут на металлолом, чем будут проданы в целости. МАКи, если и не новы по конструкции, однако вполне надежны и боеспособны. «Мой корабль хоть и прослужил более 25 лет, но еще в рабочем состоянии, -- говорит командир корабля этого типа «Гроза» капитан II ранга Петр Коваль. -- Списывать старые корабли, видимо, нужно, но так, как это делается сегодня, -- быстро, второпях, когда корабли идут под нож пачками, кроме как вредительством никак не назовешь!»
Возмущение моряков, безусловно, носит субъективный характер. С мощных МАКов и «Мурен» им предстоит пересесть на малые катера «Огонек» и «Терьер». «Огоньки» или, как моряки уже прозвали эти катера за неважные маневренные характеристики, «утюги», к тому же не имеют артиллерийского вооружения на борту -- только пулемет. Малый катер «Терьер» с экипажем в три человека, не имеющий стационарного вооружения, вообще нельзя сравнивать с боевым кораблем (сами пограничники катер уже назвали «собачкой»).
Пугает пограничников и то, что на смену 32 боевым кораблям придет всего десять катеров. Хотя всему личному составу командованием гарантированы переводы к новым местам службы, офицеры сомневаются в том, что руководство сдержит свои обещания. А то, что скорее всего многим из них с бортов своих «утюгов и «собачек» придется наблюдать за «Муренами» под китайским флагом, и вовсе называют предательством.
Похоже, что главное во всем этом деле -- коммерческий интерес. В течение последних двух лет военные вместе с администрацией Хабаровского края пытаются заключить военные контракты с Китаем, Малайзией, Индией и Южной Кореей на поставку именно «Мурен». Однако дальше переговоров дело не пошло по той простой причине, что производить новые «Мурены» негде. Не имеющие аналогов в мире военные корабли не выпускаются в России с 1992 года, хотя и были сконструированы только в 1983-м. Строил их Хабаровский судостроительный завод, находящийся сейчас в состоянии банкротства. Однако его возможности возобновить производство не вызывают сомнений. В случае если амурские «Мурены» приглянутся китайским пограничникам, хабаровские специалисты не исключают возобновления производства этих судов под зарубежные заказы. И приезд корейских военных -- первое движение в этом направлении.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск