|
|
N°233, 22 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Меньше народа -- больше кислорода
Журналисты портят воздух иркутским депутатам
Допуск журналистов по спискам в зал сессий законодательного собрания Иркутской области -- элементарное соблюдение санитарных норм. Именно с такими благими намерениями введена пропускная система. Ни о какой дискриминации в отношении представителей СМИ речи не идет. Об этом заявил на заседании комиссии областного законодательного собрания по регламенту, депутатской этике, связям с общественностью и СМИ руководитель аппарата палаты Олег Власенко.
Между тем иркутское городское отделение Союза журналистов России направило открытое письмо на имя спикера Иркутского областного парламента с требованием «обеспечить условия для нормальной работы прессы». Недопущение ряда журналистов в зал заседаний в союзе расценивают как попытку власти ограничить законные права работников СМИ на получение информации.
Заодно на заседании Союза журналистов поговорили и на другую актуальную тему -- об отношении депутатов к прессе. Но жаркой полемики не получилось: история, в которой парламентарий грубо выставил двух газетчиков за дверь кабинета, завершилась хеппи-эндом -- политик извинился.
Как писала газета «Время новостей», аппарат Иркутского законодательного собрания с октября нынешнего года ввел строгие правила работы с журналистами. Теперь, чтобы корреспонденту попасть на сессию, нужно заранее предупредить об этом пресс-службу палаты. Вход в зал -- только с именным бейджем. Остальные -- в холле у радиопередатчика. У многих журналистов такой фейс-контроль вызвал бурю негативных эмоций. В итоге взбунтовавшиеся журналисты стали невольными союзниками депутатов: стали говорить о том, что помещение парламента категорически не вмещает всех, кто должен или имеет право бывать на сессиях законодательного собрания.
Прошлый созыв чуть было не отметил новоселье. Вопрос полного выселения депутатского корпуса из пятиэтажного здания областной администрации активно поднимал сам губернатор Борис Говорин. Причем по тем же самым причинам, что и журналисты. Беспокоился об условиях труда народных избранников -- теснота в зале, дефицит кабинетов...
Впрочем, предполагаемый переезд депутатов больше напоминал «изгнание из рая»: на тот период пришлось серьезное обострение отношений между главой региона и рядом депутатов-оппозиционеров. Перемирие сторон отодвинуло «квартирный» вопрос на второй план.
Имеющийся сегодня зал по санитарным нормам рассчитан на 140 человек, а там работают как минимум 180. «Я знаю неприхотливость журналистов. Они готовы друг у друга «на коленочках» сидеть. А готовы ли они дышать забортным воздухом?» -- вполне серьезно заявил «Времени новостей» председатель комиссии областного парламента по регламенту Антон Романов. И пояснил: «Объем воздуха рассчитан на определенное количество присутствующих. Если людей больше, чем положено, то начинается кислородное голодание. А это плохо сказывается на работоспособности депутатов, принимающих, между прочим, важные для всего населения законы».
В то же время Антон Романов считает, что старый способ прохождения журналистов в зал более приемлемый: «Кто первым пришел, то и сел. Ну а если интересные вопросы рассматриваются и прессы много, то пусть сами определяются с очередностью».
Из доклада Олега Власенко стало очевидно, что список наболевших вопросов не огранивается лишь просторным залом. Иркутские законодатели работают, что называется, дедовскими методами.
До сих пор все документы в областном парламенте тиражируются и копируются. Это по 300--500 кг бумаги ежемесячно! Олег Власенко привел ряд регионов Сибири, где давно и успешно практикуется электронный документооборот, в том числе с Госдумой России.
Подсчет голосов идет вручную. Отсюда и ошибочные результаты, и вдруг пропавшие бюллетени.
«Даже в дотационной Бурятии депутаты Народного хурала освоили электронное голосование и распространение документов через компьютерную сеть!» -- в сердцах заметил г-н Романов.
Последний аргумент стал тот самой каплей. С 2005 года решено внедрить в ЗС Иркутской области электронную систему документооборота, оснастить рабочие места всех депутатов компьютером и микрофоном, оборудовать специальный зал для журналистов -- с мягкими креслами и большим монитором. Дело за малым -- найти деньги. Для перепланировки существующего зала и прилегающего к нему холла необходимо 9 млн руб. Если же подходить к проблеме более основательно, то есть перебраться в другой зал (он находится в здании областной администрации и легко вмещает 250 человек), -- не менее 40 млн рублей.
Парламентарии понимают, что бюджет-2005 не просто дефицитный, а критически дефицитный. Но и за себя обидно. Поэтому члены комиссии по регламенту для начала рискнули вынести вопрос на ближайшие депутатские слушания. Пусть сами парламентарии обсудят необходимость внедрения такой системы, а также подумают, где найти деньги.
Кстати, депутаты, не познавшие азы компьютерной грамотности (такие тоже есть), должны будут пройти курсы за свой счет.
А пока у журналистов один выход: запастись терпением и продолжать работу в стесненных условиях.
Газета «Время новостей» рассказывала и о знакомстве депутата Максима Сурнина с работниками массмедиа, сопровождаемое фразой «Выйдите вон из моего кабинета!». Представители СМИ были возмущены. О случившемся говорили много и эмоционально. Городское отделение Союза журналистов даже включило вопрос о грубом поведении депутата в повестку дня. Впрочем, новоиспеченный законодатель вовремя спохватился и принес извинения. Экономического обозревателя газеты «Восточно-Сибирская правда» Наталью Мичурину (пострадавшая сторона) такой исход дела вполне устроил: «Да, нахамил. Но извинился. Я не хочу из этого раздувать скандал -- куда-то писать, жаловаться. Просто некоторые люди это могут использовать в политических целях: Сурнин занимает должность председателя комитета ЗС по собственности и экономической политике. А ведь были и другие кандидаты, которые наверняка до сих пор жаждут повышения статуса».
Анастасия ДАГАЕВА, Иркутск