Время новостей
     N°233, 22 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.12.2004
Иракское посольство в Москве потеряло 7 миллионов долларов
Ирак -- по настоянию США и на фоне продолжающегося сопротивления, диверсий, бандитизма и терактов -- готовится к парламентским выборам 30 января. Об этом, а также о том, найдется ли в новом Ираке место не только для американских, но и для российских компаний, обозреватель «Времени новостей» Елена СУПОНИНА беседует с послом Ирака в России. 45-летний дипломат Абдель-Карим Хашим МУСТАФА работает в Москве с октября. Это первый посол, представляющий новые иракские власти в России, после того как весной 2003 года США свергли иракского президента Саддама Хусейна.

-- Возможны ли в Ираке справедливые парламентские выборы? Российский президент Путин считает, что боевые действия ставят под сомнение проведение демократических выборов.

-- Российская сторона уже объяснила, что, как и все, придерживается резолюции Совбеза ООН 1546 (принята в июне 2004 года. -- Ред.). Эта резолюция требует проведения в Ираке прямых демократических выборов «ни в коем случае не позднее» 31 января 2005 года. Провести выборы помогут многонациональные силы, которые присутствуют у нас в соответствии с резолюцией того же Совбеза. (В Ираке 138 тыс. американских военных, более 25 тыс. военнослужащих других государств. -- Ред.) Мы не отрицаем, что с безопасностью у нас не все в порядке. Но более 80% иракцев хотят проведения выборов.

-- Правда, что из соображений безопасности выборы в разных регионах страны пройдут в разные дни?

-- Пока решено, что 30 января по всей стране пройдут парламентские выборы, выборы в местные советы и выборы в парламент Курдистана.

-- Г-н посол, похоже, что для российского бизнеса декабрьский визит в Москву премьера вашей страны г-на Айада Алляви оказался не очень удачным. Премьер не дал никаких гарантий того, что наши компании вернутся в Ирак.

-- Мы оцениваем визит как очень удачный. Это первый послевоенный визит такого высокого уровня, по приглашению президента Путина. Само по себе это удача. Да еще накануне российская сторона согласилась простить Ираку в рамках Парижского клуба 80% долгов, унаследованных еще от Саддама. (8,9 млрд долл. -- такова общая сумма долга по оценкам иракской стороны. По оценкам Москвы, это 12 млрд. -- Ред.)

Важно, что мы договорились возобновить работу российско-иракской комиссии по сотрудничеству. Сроки уточняются, возможно, это случится в феврале, как предложила российская сторона. Самое главное, мы договорились рассмотреть все российские контракты, подписанные при режиме Саддама. Ни одна российская компания не будет отвергнута по политическим соображениям. Каждый контракт будет пересмотрен в соответствии с новыми условиями, когда на первом плане стоят экономические интересы.

-- Можно ли утверждать, что российская компания ЛУКОЙЛ в любом случае вернется на месторождение-гигант «Западная Курна-2», контракт по которому был подписан еще в 1997 году?

-- Я не могу утверждать, что такая-то компания вернется в Ирак тогда-то. Я могу только гарантировать, что пересмотр контрактов будет непредвзятым, не связанным с политикой.

-- Премьер Алляви действительно опять просил Россию направить в Ирак если не войска, то хотя бы охрану на некоторые объекты? И это одно из условий возвращения россиянам части контрактов?

-- Ничего такого не обсуждалось.

-- Российские компании уже обращаются к вам за визами, чтобы попасть в Ирак? Или всех отпугивает война?

-- Представители российских компаний посещают Ирак. Я не помню названий, но такие есть. Виза для бизнесменов стоит около 40 долл., у них должно быть приглашение иракской стороны и документ от российской Торгово-промышленной палаты, подтверждающий реквизиты.

-- В вашей стране происходят революционные преобразования, некоторые иракские политики даже сравнивают их с российской перестройкой. Интересно, как в таких условиях становятся послами? Как вы стали послом?

-- Все строится с нуля, на новой, здоровой основе. Чиновников подбирают в соответствии с их политическим опытом. Новый МИД Ирака подготовил список послов в соответствии с новыми критериями. На этот счет у нас до выборов и принятия новой конституции пока действуют временные законы.

-- Чем вы занимались раньше?

-- Я занимался политикой, но только не в государстве Саддама, а в оппозиции. Жил долго во Франции, был там представителем Высшего совета исламской революции в Ираке (крупная шиитская организация. -- Ред.). По образованию я фармацевт, учился во Франции, до этого в Ираке учился на ветеринара.

-- Правда ли, что один из последних иракских послов, работавших в Москве при Саддаме, Мозхер аль-Дурри, содержится сейчас в иракской тюрьме? То есть в американской тюрьме в Ираке?

-- Он был предпоследним послом того режима в Москве. Но дело не в том, что он был послом, а в том, что люди, подобные Мозхеру аль-Дурри, были сотрудниками иракских спецслужб. Их надо судить по иракским законам. И не за то, что они были послами при прежнем режиме, а за их деяния.

-- Иракским послам в Москве, похоже, не везет. В июле прошлого года в посольстве в России случился скандал -- грабители украли из сейфа около трех миллионов долларов. Прояснилась судьба этих денег?

-- Следствие еще не закончено. К сожалению, деньги украли. Ситуация в те дни была особой. Представители прежних властей жгли в посольстве документы, была неразбериха. Следствие, которое ведется усилиями и России, и Ирака, пока не дает результатов. Но мы не должны этого так оставлять, деньги иракского государства должны быть найдены.

-- В причастности к этой краже даже пытались обвинить последнего посла в России от прежних властей Аббаса Халяфа. В момент кражи, правда, он уже был в Багдаде, но как раз там его за это и арестовали, а потом отпустили...

-- Так его арестовывали по другому делу о денежной пропаже! Кстати, оно тоже не закрыто. Следствие продолжается.

-- И о какой сумме речь?

-- Порядка четырех миллионов. Эти деньги не были украдены грабителями, они исчезли, когда послом в Москве был этот человек. Я не могу подробно об этом говорить.

-- То есть из посольства Ирака в России пропали не три миллиона долларов, а целых семь?!

-- Открыто, как я сказал, два дела. Следствие ведется по обоим, а большего я сказать не могу.


Беседовала Елена СУПОНИНА
//  читайте тему  //  Иракский кризис