|
|
N°233, 22 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Многие представители гражданского общества не хотят, чтобы Общественная палата была оппозиционной»
Сегодня Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект «Об Общественной палате России». Эта инициатива вошла в пакет предложений президента по реформированию государственного устройства, озвученных после трагических событий в Беслане. О том, как будет создаваться и работать Общественная палата, председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и руководитель рабочей группы по разработке законопроекта Сергей ПОПОВ рассказал корреспонденту «Времени новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.
-- Согласно законопроекту треть палаты -- 42 человека -- придут туда работать по приглашению президента. Однако очевидно, что у президента нет возможности заниматься этим вопросом лично. Кто будет предлагать президенту кандидатуры?
-- В проекте закона написано, что отбор будет происходить на основе согласования президента и общественных организаций, представителей творческих союзов и Академии наук. Можно предположить, что у президента пройдет серия встреч, на которых он предложит представителям Академии наук, самых влиятельных общественных организаций и творческих союзов определиться с кандидатами.
-- По законопроекту еще треть общественной палаты делегируют регионы. Не будет ли это означать ангажированность этой части кандидатов со стороны президентской власти в свете отмены прямых губернаторских выборов?
-- Исполнительная власть к представителям Общественной палаты от субъектов федерации не будет иметь никакого прямого отношения. Механизм, который предлагается, принципиально другой: в каждом субъекте собираются представители наиболее известных и влиятельных общественных организаций, проводят собрания и определяют, кого в качестве делегатов направить на окружную конференцию. Потом в течение непродолжительного времени будет проходить окружная конференция, где будут обсуждаться кандидатуры. Исполнительная власть может лишь оказывать содействие в подготовке конференций. А отбирать кандидатуры будет общественность.
-- Наконец, третью часть палаты по закону должны составлять представители общественных организаций. Кто и по каким критериям будет отбирать организации, достойные принять участие в работе палаты?
-- В законе четко прописано, что это должны быть общероссийские организации. С нашей точки зрения, было бы правильно в законе прописать некий критерий отбора этих организаций, чтобы всем было понятно. В ходе парламентских слушаний, на заседаниях рабочей группы по подготовке законопроекта высказывались разные точки зрения на этот счет. Например, можно учитывать, насколько давно существует общественная организация. Кроме того, организации по-разному участвуют в общественной и политической жизни. Некоторые из них непосредственно очень активно занимаются защитой прав граждан через систему общественных приемных. Эти организации известны. Есть организации, которые предлагают целый ряд инициатив. Помимо исторического опыта есть конкретные дела, по которым можно оценивать качество работы организаций.
-- А кто будет заниматься непосредственно отбором этих организаций и их представителей?
-- Первая треть Общественной палаты -- те люди, которых пригласит президент.
-- Тогда получится целиком пропрезидентская Общественная палата...
-- А вы какую хотите, оппозиционную?
-- А почему бы и нет?
-- А многие представители гражданского общества не хотят, чтобы Общественная палата была оппозиционной. Они хотят, чтобы она была конструктивная. Чтобы она могла высказывать критические замечания, но также переживала за страну. Чтобы она предлагала позитивные решения, была озабочена совершенствованием действующего законодательства. Чтобы она занималась не критиканством, а серьезной, предметной работой вместе с властью.
-- А как же широкий спектр мнений?
-- Он будет. Кто сказал, что оппозиционное мнение у нас является преобладающим? У вас есть такие социологические исследования? Разве наши фонды общественного мнения говорили, что подавляющее большинство против президента? Все как раз наоборот! Поэтому, если получится такое сочетание, при котором 80% разделяют озабоченность по тем или иным вопросам, а 20% -- сверхкритичные, это и будет отражением общественного мнения.
-- И отражением Думы.
-- А Дума -- тоже отражение общественного мнения, существующего в стране. И что здесь плохого? В то же время Общественная палата не должна стать органом, принимающим решения, чтобы ласкать слух власти, как сказал народный артист России Александр Калягин. Президент это прекрасно понимает, поэтому пригласит туда работать авторитетов, которым он сможет доверять.
-- Есть ли критерии, по которым Общественная палата будет проводить экспертизу законопроектов?
-- Я думаю, критерии будет разрабатывать сама палата. Но главный критерий в принципе понятен -- оценка последствий принимаемых законов в различных сферах для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.
-- Как вы думаете, что нужно поправить в законопроекте?
-- Есть заключение правительства, которое призывает конкретизировать понятия «общественный контроль» и «общественная экспертиза». Неплохо было бы точнее прописать сроки формирования палаты. Мне не очень понятно, почему точно заложены сроки, в которые президент направляет кандидату приглашение работать в палате, а сколько времени человек должен обдумывать это предложение, непонятно. Он же не может полгода думать над предложением президента. Общественные организации тоже вносят свои предложения. Раньше звучали предложения дать Общественной палате право законодательной инициативы, что противоречит Конституции. Сейчас поступают более здравые предложения. В конце концов, общественной палате не составит труда найти, через кого внести и оформить законодательную инициативу.
-- А кто в администрации президента будет отвечать за общественную палату?
-- Я думаю, что этот вопрос надо адресовать администрации президента.
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА