|
|
N°233, 22 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аскар Акаев занял очередь
За контрреволюцией
Пристально наблюдая за ситуацией вокруг президентских выборов на Украине, прогрессивная международная общественность рискует упустить из виду события почти равного значения. Речь идет о подготовке к парламентским выборам в Киргизии, назначенным на 27 февраля 2005 года. Такой вывод напрашивается из необычайного волнения, охватившего руководство этой республики. С конца ноября, сразу же после ставшей фактом победы «оранжевых» на Украине, один за другим, киргизские госчиновники самого высокого уровня не устают предупреждать соотечественников о грозящей стране ужасной опасности.
Первый зампредседателя Службы нацбезопасности (СНБ) Борис Полуэктов сообщил, что часть оппозиции накануне выборов попытается провести «из ряда вон выходящие акции, дабы всколыхнуть общественность с целью нагнетания обстановки», а «на заседаниях парламента некоторые депутаты уже начинают отрабатывать грузинский сценарий». Глава СНБ Калык Иманкулов раскрыл планы «экстремистов, которые попытаются использовать предстоящие выборы для осуществления своих преступных планов». Директор Агентства по контролю за наркотиками Курманбек Кубатбеков сообщил, что киргизские власти «опасаются участия наркомафии в финансировании выборов».
Но, как выяснилось, выступления силовиков служили лишь артподготовкой. Главные силы перешли в наступление позже. Премьер-министр Николай Танаев уже назвал вещи своими именами. «Представители религиозных радикальных сил, экстремистские организации предпринимают попытки прийти во власть, в парламент, -- заявил г-н Танаев. -- Мы ни в коем случае не должны допустить грузинского варианта развития событий в Киргизии». Кого из лидеров, пришедших к власти в Грузии -- бывших спикеров парламента, министров или депутатов, -- зачислил киргизский премьер в религиозные радикалы либо экстремисты, осталось неясным. Да это и неважно, видимо, главным было напомнить, что выборы в Киргизии не для того проводятся, чтобы сменить власть, а всего лишь чтобы продемонстрировать уровень, на который всплыл «островок демократии в Центральной Азии». Вот и сам президент Аскар Акаев напомнил, что «международный имидж» Киргизии как такого «островка» ныне «поднят еще выше»...
Речи г-на Акаева (в середине декабря он выступал трижды) звучали «крещендо» в исполняемой властями предвыборной «симфонии». Сначала он посетовал на «усилия непримиримой крикливой оппозиции», на ее «стремление любой ценой прорваться к власти» и, естественно, обвинил ее в «использовании грязных зарубежных политтехнологий» (это не значит, что г-н Акаев считает все использовавшиеся ранее отечественные технологии «чистыми»). Затем предупредил, что «насаждаемые оппозицией революции и перевороты могут иметь непредсказуемые последствия».
И чтобы показать, что он, президент, готов к отпору, то есть к контрреволюции, г-н Акаев созвал Совет обороны Киргизии. Как заметил в интервью радио «Немецкая волна» депутат парламента генерал Исхаков, согласно ст. 6 закона «О военном положении» президент «не имел права собирать Совет обороны, поскольку он созывается только с введением военного положения в стране, но никак не в мирное время». Аскар Акаев, прогнозируя накануне выборов «переход радикализма к силовым методам борьбы», потребовал от коллег «приложить усилия... включая военную составляющую, для обеспечения общественной безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности». Одним словом, война на пороге.
Кто же собирается посягнуть на покой и мирный труд киргизов, да еще отторгнуть у них территорию?
Разумеется, религиозные радикалы из партии «Хизб-ут-Тахрир», уже давно строящие планы создания исламского халифата в Центральной Азии. Но с этой опасностью киргизские чекисты не без успеха борются уже не один год. Что сейчас-то случилось? Да просто выборы на носу...
А кто идет на выборы? А это уже вопрос по сути.
Сегодня в Бишкеке состоится учредительный съезд нового оппозиционного движения «Ата-Журт» («Отечество»). В числе его создателей экс-министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева и известный кинорежиссер, депутат парламента Дооронбек Садырбаев, депутаты Адахан Мадумаров и Омурбек Текебаев (последний участвовал в президентских выборах 2000 года, уступив победу Аскару Акаеву). В начале января проведет съезд еще одно новое оппозиционное движение -- «Жаны Багыт» («Новый курс»). Среди его лидеров другой бывший глава киргизского МИДа Муратбек Иманалиев. А осенью этого года заявило о себе объединение «Народное движение Кыргызстана» (НДК), которое возглавил экс-премьер республики Курманбек Бакиев. Если же учесть, что ранее был создан еще и гражданский союз «За честные выборы», то очевидно, что к парламентским выборам готовятся серьезные силы, имеющие значительную поддержку в стране.
Считать всех своих экс-премьеров и экс-министров потенциальными «переворотчиками» президент Акаев пока не решился. Проще не допустить их до выборов. Так рождается беспрецедентное киргизское «ноу-хау» или «чистая» избирательная технология: ЦИК республики принимает решение запретить участие в выборах бывшим киргизским послам (их в рядах оппозиции чуть меньше полудюжины), проработавшим последние пять лет за рубежом (!).
В конце ноября в Бишкеке побывал личный представитель действующего председателя ОБСЕ, экс-президент Финляндии Марти Ахтисаари. После встречи с Акаевым он заявил, что «украинские выборы -- это сигнал странам Центральной Азии к проведению открытых выборов, результаты которых никто не мог бы оспорить». Этот сигнал официальный Бишкек, похоже, пропустил мимо ушей.
Аркадий ДУБНОВ