Время новостей
     N°232, 21 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2004
Fiat останавливает конвейер
Сотрудников ждет «интеграционная касса»
Ведущая итальянская промышленная группа Fiat SpA проходит очередной этап затянувшегося кризиса. Сразу после начала громкой размолвки с американским автомобилестроительным концерном General Motors производство Fiat начало давать серьезные сбои.

Вчера, как сообщает РИА «Новости», концерн остановил главные индустриальные мощности своего автомобильного конвейера, вступив в самый длительный и масштабный за всю 105-летнюю историю существования бренда простой в производстве. По данным агентства, с 20 декабря по 9 января не будут работать сборочное производство в Термини-Имерезе на Сицилии, с 27 декабря по 9 января -- главный завод в Турине, кузовное производство в Мельфи на юге Италии и завод в Кассино неподалеку от Неаполя. Трудиться будет только южный завод в Помильяно-д`Арко, где выпускаются модели Alfa Romeo. Таким образом, порядка 16 тыс. человек будут вынуждены временно лишиться работы.

Предполагается, что их переведут в так называемую «интеграционную кассу» -- подразделение государственного пенсионного фонда Италии, куда отчисляют средства как сами работники, так и предприятия. Такой перевод предполагает выплату сотрудникам компенсации за время простоя в размере 80% от среднего заработка. По подсчетам специалистов, за этот период предприятия концерна произведут на 8 тыс. автомобилей меньше, чем было запланировано.

Автомобильное подразделение -- это, по сути, единственная глобальная проблема финансово-промышленной группы Fiat. Его трагедия заключается в длительном отсутствии прибыли. Начиная с 2001 года автомобильный филиал, призванный обеспечивать половину доходов всего концерна, только наращивает и без того нескромные убытки Fiat. Общая сумма долгов достигла 8 млрд евро. Только за девять месяцев 2004 года убытки компании превысили 740 млн долларов.

Над феноменом убыточности автомобильного производства под маркой Fiat итальянские аналитики бьются не первый год. Спрос на автомобили концерна падает не только в самой Италии, но и в Европе. Популярностью не пользуется в основном продукция самой марки Fiat. Что касается таких подразделений, как Alfa Romeo и Lancia, то они пока остаются самодостаточными и приносят свой стабильный доход. О Ferrari и Maseratti вообще говорить не приходится. Спрос на машины класса люкс более-менее устойчивый. Только производство автогиганта нацелено на массы, и в связи с этим возникает резонный вопрос -- что нужно сделать, чтобы основная продукция концерна начала пользоваться спросом. Другие филиалы Fiat, чье поле деятельности простирается от тракторов до издательского бизнеса, существуют довольно успешно.

Основные пути решения, которые предлагают специалисты, следующие: улучшить управление концерном, обновить конвейер, изменить коммерческую политику, наладить полноценные партнерские отношения с другими производителями. Реализация этих принципов на практике требует целого ряда условий. В разгар предстоящих судебных тяжб с GM кардинально перестроить бизнес руководству концерна вряд ли удастся. Тем более что вся дальнейшая судьба Fiat зависит как раз от исхода этого спора.

Согласно партнерскому соглашению, заключенному между автомобилестроителями в марте 2000 года, GM, купившая тогда 20% итальянского концерна за 2,4 млрд долл., должна будет выкупить все акции Fiat Auto, если этого захочет группа Fiat SpA. После 2003 года по мере увеличения акционерного капитала Fiat Auto доля GM сократилась на 10%, но пункт о реализации опциона на приобретение 80% автомобильного подразделения Fiat в договоре остался.

На прошлой неделе руководство GM категорически отказалось от своих обязательств, дав понять, что ни при каких условиях не станет владельцем убыточного бренда. Тогда руководство Fiat потребовало компенсации в размере 1 млрд долл. В этом вопросе американцы не стали идти на уступки, предложив лишь пятую часть требуемых денег. Сейчас концерны продолжают судебные баталии. За последние несколько дней ставки в битве гигантов автоиндустрии значительно подросли. Как сообщило вчера издание The Detroit News, руководство Fiat теперь собирается отсудить у GM гораздо большую сумму -- 3 млрд долл. Крупнейший в мире автопроизводитель в ответ согласился увеличить размер предполагаемой компенсации до 500 млн долларов.

Денис УВАРОВ