Время новостей
     N°116, 04 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2001
Театр нон-стоп
«Золотая маска» заявила о своих намерениях
Не успела Олимпиада закончиться, а критики впасть по этому поводу в уныние (когда привык к изысканным блюдам международной театральной кухни, трудно переходить на голодный паек отечественного межсезонья), как шаг вперед сделала «Золотая маска». На пресс-конференции, больше похожей на банкет (гостей принимали в ресторане «Ноев ковчег», вкусно кормили и говорили витиеватые речи, напоминавшие тосты), было объявлено, что Национальная театральная премия сделает все возможное, чтобы отсутствие в будущем году Олимпиады и Чеховского фестиваля прошло почти незамеченным. Амбиции генерального директора «Маски» Эдуарда Боякова давно уже носят общепланетарный характер, но получить статус международного фестиваль не может по определению -- он приурочен к вручению российской национальной премии. Тем не менее не исключено, что среди гостей (а не номинантов) следующей «Маски» и впрямь окажутся спектакли выдающихся зарубежных режиссеров. Пока, однако, речь шла не о них, а о проектах общероссийского масштаба, которые тоже впечатляют.

Главный из них -- «Обменные гастроли Мариинского и Большого театров». Они пройдут в ноябре. Мариинка представит москвичам балет-реконструкцию шедевра Мариуса Петипа «Спящая красавица» и оперу Сергея Прокофьева «Семен Котко» в постановке Юрия Александрова. Большой тоже порадует петербуржцев реконструкцией, но не балетной, а оперной, не рубежа веков, а эпохи сталинизма и, по правде говоря, не шедевром. Москвичи покажут в Питере постановку «Евгения Онегина» (1944), восстановленную в 2000 году Борисом Покровским в декорациях Петра Вильямса. Балет Большого, напротив, представит на суд питерских зрителей свою первую премьеру следующего сезона -- спектакль «Три карты» по мотивам «Пиковой дамы» в хореографии выдающегося французского балетмейстера Ролана Пети. Работа над балетом начнется в сентябре, но Пети уже успел заявить прессе, что он не помнит тот хореографический текст, который создавал в свое время для Михаила Барышникова, и это будет совершенно новый, оригинальный спектакль. Если учесть, что отношения двух главных оперно-балетных сцен страны последнее время трудно было назвать теплыми, устроенные «Маской» обменные гастроли можно смело считать этапными.

Другой важный проект «Маски» называется «Театры-лауреаты Премии в городах России». 5--12 сентября гастроли должны состояться в Нижнем Новгороде, куда приедут Театр Олега Табакова с «Комнатой смеха» в постановке Камы Гинкаса, Мастерская Петра Фоменко со спектаклями «Семейное счастье» и «Танцы на праздник урожая», Евгений Гришковец и театр «Тень». А в последней декаде сентября театры-лауреаты наведаются в Петербург. В данном случае ставка сделана на новые неакадемические коллективы -- «Стая» и «Кровать» Театра экспрессивной пластики Геннадия Абрамова, «Леди Макбет Мценского уезда» «Геликон-оперы», «Дядюшкин сон» воронежского Камерного театра, «Арвайден» североосетинского театра «Арвайден -- Небесное зеркало».

В условиях, когда гастрольная деятельность внутри России почти прекратилась, эта инициатива «Маски» заслуживает всяких похвал. Следует также учесть, что гастроли Мариинки вполне сопоставимы с гастролями самых громких зарубежных коллективов. Так что свое обещание заменить взявший тайм-аут Чеховский фестиваль «Маска» отчасти действительно сдержит.

Марина ДАВЫДОВА