|
|
N°232, 21 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Через годы, через расстояния
Дальняя авиация готова разбомбить террористов за пределами России
Возможность бомбардировок баз международных террористов за пределами России, о чем недавно говорил Владимир Путин, получила еще одно подтверждение из уст военных. Вслед за начальником Генштаба Юрием Балуевским вчера на сей счет высказался командующий 37-й воздушной армией Верховного главного командования специального назначения, в которую сегодня сведена вся стратегическая авиация страны, генерал лейтенант Игорь Хворов.
«Специфика дальней авиации такова, что изначально она не предназначалась для борьбы с терроризмом, -- сказал командарм. -- Но поскольку это явление стало одной из главных угроз безопасности России, дальняя авиация свою задачу по уничтожению баз террористов за пределами страны выполнит». И коврового бомбометания для этого не потребуется, отметил генерал, оно давно ушло в прошлое. Командующий косвенно подтвердил, что недавно на вооружение дальней авиации поступили крылатые ракеты большой дальности, относящиеся к высокоточному оружию. Они могут быть применены как с ядерными боеголовками, так и в неядерном снаряжении.
Выступление командарма было приурочено к 90-летию дальней авиации (ДА), которое празднуется послезавтра. 23 декабря 1914 года по высочайшему указу императора Николая II была сформирована первая эскадра воздушных кораблей. «Дальники» первыми перешли на сверхзвук. Первыми носителями ядерного оружия также были тяжелые самолеты, довольно долгое время, до появления Ракетных войск стратегического назначения, выполняя роль ядерного щита страны. За годы существования дальней авиации через нее прошли более 3 млн человек.
Сегодня дальняя авиация -- самый мобильный род ВВС. Это не только 22-я дивизия в Энгельсе, которая у всех на слуху. Аналогичное соединение есть на Дальнем Востоке. Вообще самолеты дальней авиации базируются на территории 32 регионов, практически во всех военных округах и на флотах. В ДА входит единственный в России уникальный полк самолетов-заправщиков Ил-78, дислоцированный в Рязани. Они способны заправлять в воздухе самолеты практически всех типов. Однако, по мнению военных, положение, при котором на один боевой самолет должен приходиться один заправщик, далеко от идеального (у американцев это соотношение -- один к трем). Есть у «дальников» и разветвленная аэродромная сеть на севере страны -- Воркута, Тикси, Анадырь... Полеты выполняются часто, как говорят летчики, «за полюсом», в Атлантике, Тихом океане. Радиообмен при полетах в «нейтральных водах» ведется на английском. Язык, а точнее, набор стандартных фраз пилоты осваивают на специальных курсах.
В отношении состояния самолетного парка дальней авиации генерал Хворов настроен весьма оптимистично: Ту-22, Ту-16, Ту-95 при конструировании были рассчитаны на 15--20 лет эксплуатации, а фактически служат по 30--35 лет. Американцы своему В-52 срок службы продлили до 40 лет. У авиатехники, стоящей сегодня на вооружении российской дальней авиации, выработана только половина ресурса. С 2001 года осуществляется программа модернизации ракетоносцев. Но главная надежда, конечно, на Ту-160. В начале следующего года с Казанского авиазавода в войска поступит очередная машина, которая сейчас проходит глубокую модернизацию. Это будет качественно новый самолет, считают авиаторы.
Идут работы и над обликом самолета пятого поколения. Уже представлено около десятка вариантов ракетоносца будущего. В разработке участвуют различные авиастроительные фирмы, в том числе и те, кто традиционно занимается строительством легких самолетов и истребителей. И военные, и конструкторы сходятся во мнении, что принципиально нового самолета создавать не нужно. Хотя бы потому, что в сегодняшнем Ту-160 реализовано лишь 60% его возможностей. На его базе, скорее всего, и будет сделан новый самолет, отличающийся главным образом внутренним содержанием, начинкой. Ясно пока одно -- «пятое поколение» будет разрабатываться по технологии «стеллс», предполагающей малозаметность самолета для наземных и бортовых локаторов. Самолеты-невидимки, признают военные, дороги и сложны в эксплуатации. Изготовлять их предполагается не в массовом порядке -- только для формирования ударной группы.
В Главном оперативном управлении Генштаба обозревателя «Времени новостей» заверили: «Более глубоких сокращений дальней авиации, которая входит в триаду стратегических ядерных сил, не планируется". И не без гордости добавили: "Сегодня только два государства могут позволить себе иметь стратегическую авиацию -- Россия и Соединенные Штаты».
Николай ПОРОСКОВ