|
|
N°232, 21 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Декларация намерений
Таможня хочет упростить ввоз автомобилей, фруктов и цветов
Российские таможенники, похоже, намерены упростить ввоз в страну южных овощей и фруктов, а также иномарок, перегоняемых из Европы. Как сообщил в конце прошлой недели на коллегии Федерального таможенного комитета руководитель ФТС Александр Жерихов, до конца года таможня примет решение об отмене обязательного декларирования ряда товаров на определенных таможенных постах.
Проще говоря, поставщики скоропортящейся продукции при декларировании и оформлении грузов не будут привязаны к конкретным таможенным пунктам. К 2006 году такой порядок планируется распространить на все товары, включая автомобили. Заявление главы ФСТ примечательно еще и тем, что это, по сути, первое его публичное выступление с момента назначения.
Сегодня все импортеры, независимо от того, везут ли они в Россию десятки тонн рыбы или всего один грузовик винограда, фуру с финскими сапогами или автопоезд, груженный бытовой техникой, для оформления груза вынуждены добираться до определенного таможенного пункта, даже если тот им совсем не по пути. К примеру, декларирование сахара, ввозимого в адрес получателей московского региона, может осуществляться только на двух постах. Для декларирования рыбы, фруктов и овощей выбор пути следования также весьма невелик: все они должны следовать к таможням, к которым «приписаны». Этот же порядок распространяется и на физических лиц, которые перегоняют купленные лично для себя в Германии или Польше автомобили. Оформление на двух московских таможнях автомобилей, ввезенных из Европы, где многодневных очередей можно избежать лишь при помощи дорого ценящих свои услуги брокеров, стало притчей во языцех всех перегонщиков подержанных машин.
В свое время закрепление каждого вида товаров за конкретным таможенным постом объяснялось желанием разгрузить посты и сократить время оформления. Если все декларанты сдают примерно одинаковые декларации на один и тот же вид груза, то и проверять их проще, и список документов, представляемых импортером, единообразен. Но по мере увеличения товаропотока «заточка» постов под определенный товар стала приносить неудобства, в том числе и самим таможенникам. На подъездах к постам образовывались пробки, а декларанты начали судиться с таможней по поводу задержек грузов, которые гнили и портились за время прохождения поста.
Отменить привязку импортеров к постам собиралось еще прежнее руководство таможни, в бытность ее Государственным таможенным комитетом. Однако, существуя в виде самостоятельного ведомства, таможенный комитет обещание в жизнь так и не воплотил, действуя по принципу «поверять удобнее». Однако переподчинение таможни МЭРТу, похоже, заставило ее нового руководителя действовать более радикально. На коллегии ФТС глава Минэкономразвития Герман Греф дал понять, что расстроен работой своих новых подопечных. По его словам, сегодня на границе импортеру приходится пройти семь органов контроля, а оформление товара затягивается на несколько часов.
Для исправления ситуации Минэкономразвития намеревается до конца января 2005 года внести в правительство пакет законов, радикально меняющих порядок работы автомобильных таможенных пунктов пропуска, -- пояснил министр экономического развития. На таможенных границах предполагается ввести новые стандарты государственного "обслуживания" пассажиров и грузов. В продолжение административной реформы, по словам г-на Грефа, правительство наметило выделить 50 стандартов для наиболее массовых видов услуг населению. Один из элементов этих стандартов -- сокращение очередей и повышение качества обслуживания. Поэтому, по мнению министра, таможня должна одной из первых взять на себя добровольные обязательства по сокращению очередей и повышению качества услуг.
Г-ну Жерихову не оставалось ничего другого, кроме как подхватить эту тему. Он пообещал, что уже до конца нынешнего года таможня разберется с пунктами пропуска, отменив обязательную «приписку» к ним. В первую очередь это будет касаться скоропортящихся товаров: рыбы, мяса, цветов, фруктов, овощей, зелени. Задекларировать эти грузы можно будет на любой удобной импортеру таможне.
Отмена приписки к постам, правда, не означает, тотальной либерализации таможенного оформления. Новые правила не будут касаться челноков, ввозящих ширпотреб баулами. Если фрукты и овощи станет ввозить проще, то ширпотреб, наоборот, сложнее. На днях стало известно, что калининградские таможенники намерены повысить требования при проверке товаров, перевозимых физическими лицами. Северо-Западное таможенное управление собирается тщательнее следить за товарами, перевозимыми в тюках, баулах, мешках и картонных коробках.
Таможенники уверяют, что ввозимые подобным способам товары содержат разнородные предметы в составе одного упаковочного места без специальной маркировки, а значит, в таком бауле среди польских кофточек нередко провозят контрабанду. Поэтому теперь сотрудники таможни будут требовать представления сведений обо всех товарах одного упаковочного места, а также разделения товаров на упаковочные места по отдельным видам. Челноку же придется составлять на таможне списке, описи и прочие объяснительные бумаги. Не исключено даже, что его попросят приложить к документам заверенный перевод на русский язык инструкций к косметике, лекарствам и электронным приборам, если такие документы «составлены на языках, которыми не владеют должностные лица таможенного органа».
Ирина СКЛЯРОВА