|
|
N°116, 04 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дубина демографии
Восточную Европу просят спасти немецкую нацию
Перед желающими переселиться в богатую Германию открываются новые перспективы. Сегодня правительственная комиссия по выработке иммиграционной политики представит бундестагу свою новую программу. Необходимость в ней диктует сама жизнь: в ближайшие годы Германии из-за негативных демографических тенденций придется ежегодно принимать на постоянное жительство и предоставлять работу десяткам, а то и сотням тысяч иностранцев. Так, согласно предложениям комиссии поначалу нужно обеспечить условия для въезда в страну ежегодно от 10 до 20 тыс. иммигрантов. Если же ситуация на рынке труда не изменится, то и это число придется удвоить.
По данным нюрнбергского Института рынка труда и профессиональных исследований, потенциал трудоспособного населения сокращается ежегодно на 200 тысяч человек, то есть к 2040 году число трудоспособных немцев сократится с нынешнего 41 млн до 25 млн. Чтобы к середине века сохранить современный показатель стабильным, подсчитали в Нюрнберге, Германия должна ежегодно принимать не менее полумиллиона иммигрантов. Известный эксперт по проблемам миграции из Фрайбурга Дитер Оберндерфер утверждает: Германия все больше превращается в «дом престарелых», к середине века по нации ударит «дубина демографии», немцам придется работать до 77 лет.
Главные вопросы -- не сколько иммигрантов принять, а кого и откуда. Одной из главных целей реформы является создание условий для интеграции пришельцев в немецкое общество. Но вот насколько готовы к этому сами потенциальные иммигранты? «С иностранцами из стран ЕС у нас особых проблем нет, -- отметил на днях министр внутренних дел Отто Шили. -- Проблемы периодически возникают с турецкими согражданами. Мы не можем допустить такого положения, когда в обществе складываются отдельные национальные меньшинства». Восточноевропейцы у г-на Шили тревог не вызывают. А вот переселенцы в Германию из «южных стран», как показывает опыт, тяготеют к сохранению своих компактных поселений.
Классический пример -- «турецкий Берлин» с его 150-тысячным населением: городские районы Кройцберг, Нойкелльн и Веддинг, которые в печати все чаще называют местными гетто. С другой стороны, эксперты отмечают, что с иммигрантами из стран Восточной Европы ничего подобного в Германии не произошло -- они не только быстро интегрировались в общество, но и, по сути дела, ассимилировались с немцами. Едва ли не бесследно растворились волны иммиграции из Венгрии после 1956-го и Чехословакии после 1968 года. Начиная с 70-х, в Германию въехали 2 миллиона поляков, в одном Берлине их было более 100 тысяч. Сегодня от прежней компактной «польской жизни» остался разве что ресторанчик «Шопен», пара польских дискотек да небольшой католический приход в районе Темпельхоф. Именно поэтому немецкие политики с большой надеждой смотрят за горизонт предстоящего расширения ЕС на Восток.
Кстати, что касается наших соотечественников, то у них ситуация промежуточная. Люди старшего поколения, прибывшие в Германию по «еврейской» квоте или в процессе репатриации российских немцев, как правило, не могут приспособиться к новой жизни. Однако следующие поколения быстро становятся настоящими немцами.
Многомиллиардные суммы под ожидаемые волны иммиграции уже теперь запрашивают у правительства уполномоченные по делам иностранцев в федеральных землях. Согласно предложениям правительственной комиссии все без исключения иммигранты, не владеющие в должной мере языком, будут обязаны проходить 600-часовой курс интенсивной интеграционной подготовки. Если иммигрант отказывается, против него задействуют экономические рычаги -- сокращение социальной и прочей помощи от государства.
В недалеком будущем неплохие шансы на то, чтобы обосноваться в Германии, будут у иностранцев с высшим образованием. Дело в том, что Германия, по данным опубликованного три недели назад отчета Организации экономического сотрудничества и развития, значительно отстает от других развитых стран по числу выпускников школ, желающих продолжать обучение в университетах. Таковых в Германии примерно 28%, в то время как в США их 44%, Израиле -- 49%, а Финляндии -- даже 58%. Поэтому министр образования Эдельгард Бульманн и добивается удвоения числа обучающихся в вузах иностранцев с нынешних 7% от общего числа студентов, а также обеспечения им немецкой «зеленой карты» с правом на проживание и работы после получения дипломов.
Юрий ШПАКОВ, Берлин