|
|
N°231, 20 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мировое сообщество согрешило, поддерживая Арафата»
Виктор БРАИЛОВСКИЙ -- профессор математики Тель-Авивского университета. В бывшем СССР до 1987 года он 15 лет был в «отказе» на выезд в Израиль. Но уже несколько лет г-н Браиловский занимается политикой, а не наукой. 68-летний ученый стал депутатом кнессета по списку антиклерикальной партии «Шинуй».
Мы встретились с ним в один из тех двух дней, что прошли с его передвижения с поста замминистра внутренних дел на пост министра науки. Затем он ушел в отставку с этой должности в связи с выходом «Шинуй» из правительственной коалиции. Профессор Браиловский находит в этой ситуации изрядную долю комизма: «Зато я теперь на всю оставшуюся жизнь буду носить титул экс-министра и, кроме того, попаду в Книгу Гиннесса в качестве «министра на 48 часов».
Профессор Браиловский считает, что Ариэлю Шарону всегда найдется достойная альтернатива в качестве лидера, способного продолжить мирный процесс с Палестиной.
-- Проблема Шарона в том, что в его партии «Ликуд» появились «повстанцы», выступающие против его плана размежевания с Газой и вообще против его политики осуществления каких-то новых вариантов мирного урегулирования с Палестиной после смерти Арафата. Из 40 членов фракции партии «Ликуд» 20 практически противятся этим планам. В этом главная причина нынешнего кризиса. Шарон должен искать новую коалицию. И религиозные партии готовы войти в нее, если получат много денег на пособия для тех, кто готов по религиозным причинам всю жизнь не работать, но прилично жить. Одна партия рассчитывает получить 300 млн, другая 150 млн шекелей (1 доллар равен 4, 34 шекеля). С проводящим такую политику Шароном партии «Шинуй» не по пути. Мы не будем партией одной проблемы, проблемы мирного процесса.
У нас в Израиле отношения с арабами зачастую становятся центральной проблемой, и мы абсолютно запускаем остальные вопросы, связанные с внутренним устройством страны. Я считаю, что внутренние проблемы не менее важны, чем внешние, и потому мы готовы выйти из коалиции с Шароном.
-- Вы готовы к досрочным выборам?
-- Да, это абсолютно демократическое решение проблемы. На выборах выяснится, во главе какой партии готов идти Шарон, с «повстанцами» или с теми, кто за продолжение мирного процесса...
-- А если в результате выборов Шарон проиграет, мирный процесс снова ляжет на дно? Найдется ли среди израильских лидеров тот, кто его удержит на плаву?
-- Если со стороны палестинцев будет желание вести серьезный диалог, то, безусловно, здесь и кроме Шарона найдутся лидеры, готовые его продолжить, и израильтяне будут это поддерживать. Но вести этот диалог должны политики опытные, а не такие, как Эхуд Барак в свое время... В отличие от него они должны понимать, что нельзя проблемы столетней давности решить быстренько, за одну конференцию в Кэмп-Дэвиде. Они должны понимать, что есть вопросы, в которых палестинцы смогут уступить, может быть, только через несколько поколений, -- скажем, отказаться от права на возвращение беженцев... Нужно создать приемлемые условия к существованию, чтобы не стреляли, чтобы можно было жить и тем и другим. Поэтому нельзя передавать ведение мирного процесса в руки крайне левых, считающих, что можно собраться и тут же все и решить. Нельзя, чтобы этим занимались и крайне правые, которые не хотят отдавать и пяди земли Эрец Исраэль. Заниматься этим должны разумные центристы, умеющие находить компромиссы.
-- Когда палестинцы обнаружат, что на выборах в Израиле проиграли те, кто настаивает на мирном процессе, то они скажут, что Израиль не хочет мира. И тогда новая интифада?
-- Повторяю, что если со стороны Палестинской автономии будут положительные сдвиги, то в Израиле не смогут на это не откликнуться, уверен в этом на сто процентов. Что касается автономии, то все мировое сообщество прилагает усилия, чтобы к власти там пришли умеренные люди, с которыми можно договариваться. Это сообщество, должен вам заметить, сильно согрешило, поддерживая Арафата. Оно просто обрекло весь Ближний Восток на состояние хаоса и войны. В этом виноваты и европейцы, и американцы -- хоть и меньше других, и Россия тоже... Почему надо было обрекать на четырехлетнюю интифаду, кровопролитие и хаос ради одного человека, я не знаю. Как только этот человек исчез, сразу появились намеки на то, что можно, оказывается, договориться...
-- Идя на досрочные выборы, вы рискуете своими 15 мандатами в кнессете. Или вы уверены в поддержке тех израильтян, для которых внутренние проблемы значат не меньше, чем мирный процесс?
-- Да, рискуем. Но с чем мы шли на выборы 2003 года? Борьба с религиозным засильем. Мы считаем, что не может существовать современное государство, где нет гражданских браков, где нет движения общественного транспорта в субботу, где ведется борьба религиозников против некошерных магазинов... Целый ряд людей, не являющихся евреями по галахе (еврейский закон, определяющий, в частности, происхождение. -- Ред.), по многим параметрам остаются людьми второго сорта -- в основном это приехавшие из бывшего СССР. С этой ситуацией надо кончать. Это было центром нашей программы, и нам удалось продвинуться по многим направлениям, но еще очень много надо делать. А против мирного процесса у нас не было особых предубеждений. Так что все это, думаю, найдет поддержку у израильской публики.
-- Но часть израильтян считают религиозных евреев чуть ли не «солью земли» Израиля, несущей конструкцией его существования как государства. А вы, пострадав за свои сионистские взгляды, за борьбу евреев отстоять свое право выехать на историческую родину, выступаете против тех, кто способствует ее государственному становлению. Нет ли тут противоречия?
-- Нет. Во-первых, религиозные ортодоксы, как правило, антисионисты. Есть среди них даже крыло, считающее, что создание государства Израиль -- великий грех, поскольку надо было ждать прихода Мессии, который и создаст государство. А остальных же государство совершенно не волнует, пусть оно только выделяет деньги на их религиозные нужды. Меня такое положение совершенно не устраивает. Если в кои-то веки еврейский народ получил шанс создать свое государство, то в нынешнем мире оно может выжить, только если обеспечит развитие науки, современных технологий, армии и т.д. А если оно будет содержать 80 тыс. учеников ешивот (религиозные школы), то эти люди сломают хребет государства. Они не служат в армии, они не платят налоги, они живут на пособия... Может быть, в духовном смысле они для кого-то «соль земли», но государство не сможет этого выдержать.
-- И что вы им готовы предложить?
-- Мы их обрекаем на то, чем занимаются ультраортодоксы в США. Там они не могут позволить себе такую вольготную жизнь, они работают программистами, в области высоких технологий и при этом молятся и делают все, чего требует их вера и убеждения. В Израиле же благодаря сложившейся политической системе они получили возможность бездельничать. Что вы думаете, их жизнь посвящена Господу Богу? Я их видел хорошо... Это просто замечательная возможность отлынивать от армии, от работы, хотя пособие, получаемое ими, не очень высокое. И в каком смысле они являются «солью земли», мне не ясно.
-- Вы уже 17 лет живете в Израиле. На ваших глазах сюда приехало больше миллиона советских евреев, совершилась самая большая алия -- возвращение. Эти люди сильно изменили Израиль?
-- Чрезвычайно сильно, причем в самых разных областях.
-- И везде положительно?
-- Ну, скажем, я не хочу говорить о проститутках, но плюсы настолько превосходят минусы, что это очевидно. Без русской алии был бы невозможен бурный всплеск высоких технологий, это наше место в будущем глобальном мире. Кроме того, Израиль стал более светской страной. Например, когда я только приехал в 1987-м, празднование Нового года считалось чуть ли не грехом и происходило в полутайне. Сейчас его отмечают не только «русские», но и коренные израильтяне, со всякими елками-палками... Некошерные магазины появились, которых уже больше полутора тысяч по всей стране, а раньше это была красная тряпка для всех религиозных.
-- «Русская улица», таким образом, дала шанс Израилю сегодня на выживание?
-- В какой-то мере да.
-- А на отношении России к Израилю это сказалось?
-- У нас в целом сейчас неплохие отношения. Есть масса двухсторонних соглашений, даже в области безопасности и борьбы с террором. Есть планы совместных исследований... Но главное -- исчезла враждебность, которая долгое время присутствовала в политике СССР, теперь мы этого не чувствуем. Хотя в ООН Россия всегда поддерживает все антиизраильские резолюции.
Беседовал Аркадий ДУБНОВ