|
|
N°231, 20 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В своем репертуаре
Новая выставка в Московском Кремле
В рамках программы «Россия и мир. Диалог культур» в выставочном зале Успенской звонницы открылась экспозиция «Италия и Московский двор». Ее можно принять «вставной новеллой» к великому музейному эпосу -- проходящей в эти дни в конюшнях Квиринальского дворца в Риме выставке «Россия -- Италия. От Джотто до Малевича». Главным героем новеллы «Италия и Московский двор» стал Кремль. Роль «фрязей» (заезжие итальянцы) в создании архитектурного облика Кремля была определяющей. Это известно всем. Хрестоматией является и история о женитьбе великого князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, воспитывавшейся в Риме. Брак 1472 года дал начало идеологии «Москва -- Третий Рим», повлиял на рождение новой государственности (великий князь отныне «государь всея Руси»). Церемониал двора перенимается у павшей в 1453 году от турок Византии (Второй Рим), а строители подобающей новому царю резиденции выписываются из стран, занимавших территорию Священной Римской империи, Рима Первого.
Хрестоматийные сюжеты очень легко иллюстрировать, но на их тему очень трудно делать хорошие интересные выставки. Ведь несмотря на обилие свидетельств эпохи, документов и предметов, разговор чаще всего получается беспредметным -- обо всем понемногу, а по сути ни о чем. Увы, так вышло и на этот раз. По всем хрестоматийным проблемам итало-русских средневековых связей главный государственный музей России отчитался: витрина с картами Московии и Италии, витрина с портретами правителей итальянских государств и парсунами царей, витрина с царскими грамотами венецианским дожам и флорентийским князьям, витрина с гравюрами видов итальянских городов, витрина с архитектурными обломками построенных итальянцами в Кремле зданий, наконец, множество витрин с драгоценными одеяниями русских правителей и духовенства, сделанных из итальянских шелковых тканей. Все по отдельности очень красиво, а сама выставка скучная... Каталог вышел лучше -- там все сюжеты детально прописаны и откомментированы.
Казенно-канцелярского духа экспозиции, на мой взгляд, можно было бы избежать, если бы попытаться сосредоточиться лишь на одном сюжете -- например, средневековых итальянских тканях и текстиле. Рассказать их историю, показать гравюры (или реконструкции) с процессом их производства, привести из музеев Италии другие образцы одеяний, уборов из художественного текстиля, который в России считался «заповедным товаром». Рядом с портретами нарядно облаченных русских царей показать портрет венецианского дожа в мантии и шапочке, а рядом с узорчатой, расшитой жемчугом, аксамитом, золотом пеленой для святого образа показать итальянскую ткань, с узором по эскизам Боттичелли или Беллини.
Ну это все, конечно, мечты. Бюджет у выставки, видимо, невелик и Московский Кремль решил обойтись репертуаром только главных российских музеев. А помогающие увидеть культурный диалог в формате «стерео» (как то случилось на упомянутой экспозиции «От Джотто до Малевича») итальянские хранилища остались не востребованы.
Сергей ХАЧАТУРОВ