|
|
N°231, 20 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инсайдеры и их родственники
ЦБ объяснил, кто может влиять на выдачу банками кредитов
Центробанк «в связи с поступающими вопросами» на прошлой неделе официально объяснил банкирам, кого он считает инсайдерами. Новое определение вряд ли повлияет на нормативы крупных банков, но с гуманитарной точки зрения оно весьма интересно: с 90-х годов представление регулятора об инсайдерах существенно изменилось и расширилось. Теперь к этой категории граждан причислены начальники филиалов, руководители холдинга или финансово-промышленной группы, к которым принадлежит банк, а также сотрудники, имеющие (в силу служебного положения) доступ к конфиденциальной информации, которая позволяет влиять на выдачу банком кредитов.
Широкое кредитование инсайдеров (т.е. физлиц, способных воздействовать на кредитные решения) не приветствуется международной практикой, а с прошлого года -- и Банком России. Согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, кредиты инсайдерам должны выдаваться исключительно на рыночных условиях и в ограниченных объемах, а в письме ЦБ «О связанном кредитовании» за подписью первого зампреда ЦБ Андрея Козлова банкам рекомендуется внутренними документами запретить принятие «решений по выдаче кредитов инсайдерам, а также аффилированным лицам инсайдеров с участием заинтересованных в данных решениях инсайдеров». При этом обязательный норматив риска по инсайдерам ограничивает объем выдаваемых им кредитов 3% от размера капитала банка. Однако после того, как в этом году надзорный блок начал активно обновлять свои инструкции, определение инсайдера исчезло из официальных документов ЦБ (в частности, из инструкции об обязательных нормативах, вступившей в силу в апреле). Теперь по просьбе банков оно появилось вновь, но в измененном виде.
Согласно официальному разъяснению ЦБ №31-ОР, прежний «список инсайдеров», включавший, к примеру, членов совета директоров, правления и кредитного комитета, «руководителей материнских обществ» и их родственников, существенно пополнился. В частности, инсайдерами стали «главный бухгалтер банка (филиала), руководитель филиала» и лица, их замещающие, руководство «управляющей компании банковского холдинга, а также организаций банковского холдинга» и групп, в которые входит банк, руководство «зависимых от банка организаций и дочерних организаций банка». Также к инсайдерам относятся руководители (члены советов и правления) «участников финансово-промышленной группы» (зарегистрированной в соответствии с законом. -- Ред.), к которой относится банк.
Инсайдерами являются и некоторые родственники всех этих людей, причем на этот раз ЦБ точно указал, какие. В список вошли все ближайшие родственники, в том числе «усыновители, усыновленные», «неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры», а также «дедушка, бабушка, внуки». Племянников и двоюродных братьев ЦБ решил не указывать. Наконец, согласно новому определению, инсайдерами являются сотрудники банка и иные физлица, «которые обладают возможностями воздействовать на характер принимаемого решения о выдаче кредита банком» (в том числе сотрудники, имеющие в силу своего служебного положения доступ к конфиденциальной информации, позволяющей воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком).
Таким образом, инсайдеров у банков в этом году стало больше, а с середины 90-х годов, как говорят банкиры, перечень признаков инсайдера вырос в несколько раз. Однако на выполнение нормативов банков это вряд ли повлияет. Большинство участников рынка кредитуют инсайдеров в размере 0,1--1% от капитала, более активно это делают только совсем мелкие «карманные» банки. «Возможно, у некоторых кредитных организаций показатель норматива ненадолго повысится, но они быстро приспособятся», -- говорит один из экспертов.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ