Время новостей
     N°231, 20 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.12.2004
Голевой пас "Газпрому"?
"Юганскнефтегаз" достался неизвестно кому
Одной из крупнейших нефтяных компаний мира на некоторое время стало зарегистрированное в Твери ООО «Байкалфинансгруп». Это компания с неизвестными владельцами, менеджерами, финансовыми показателями и вообще видами деятельности вчера обыграла "Газпромнефть" и купила главный добывающий актив ЮКОСа -- компанию "Юганскнефтегаз". "Дело ЮКОСа" давно превратилось в фарс с предсказуемым финалом, но такого развития событий все же никто не ожидал.

"Аукцион века" был назначен на 16 часов вчерашнего дня. Около 17 часов все обыкновенные акции «Юганскнефтегаза» -- «дочки» ЮКОСа, задолжавшего государству 21 млрд долл. -- были проданы. «Байкалфинансгруп» сразу же предложила 260,75 млрд рублей (9,352 млрд долл.). Очевидно, что за этой структурой присутствуют интересы крупной финансово-промышленной группы, однако кого представляет эта компания, вчера так и не было объявлено. В то же время никто не сомневается в том, что она -- не случайный игрок. Ведь до последнего момента было непонятно, нашла ли «дочка» «Газпрома» -- «Газпромнефть» -- необходимые для участия в торгах деньги, ведь как известно, суд по банкротствам в Техасе запретил продажу «Юганскнефтегаза», и кредиторы «Газпрома» теоретически могли не осмелиться пойти на нарушение этого решения.

По информации "Времени новостей", "Газпромнефть" и консорциум кредиторов долго искали механизмы, которые позволили бы купить "Юганскнефтегаз" и избежать всех правовых рисков, связанных с решением хьюстонского суда. «Байкалфинансгруп», кто бы ни был ее реальным владельцем, идеально подходит на роль исполнителя "голевого паса". Она не фигурирует в решении суда, а когда оно потеряет силу сможет беспрепятственно продать покупку "Газпрому". Тогда газовый холдинг с серьезными нефтяными амбициями будет по американскому законодательству добросовестным приобретателем, неподвластным решению суда.

Хотя негативный политический эффект очевиден. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс назвал итоги аукциона "скандальными": "Скандальный исход аукциона связан с тем, что никто из известных мне людей, предпринимателей слыхом не слыхал ни про какой "Байкалфинансгруп". Не известно абсолютно ничего. Интересно, откуда такие деньги и все остальное?" Однако в РФФИ на подобный вопрос ответили, что в компетенцию фонда не входит проверка: «Аукцион открытый и участвовать в нем могут все, кто захочет», -- заявил и.о. главы РФФИ Юрий Петров.

Аукцион проходил на редкость долго. Для всех желающих была организована телевизионная трансляция в здании РФФИ -- в зал, как уверяли организаторы торгов, были допущены все, кто подал соответствующую заявку. Одних журналистов пришло более 170 человек. Видимо, осознавая важность момента, аукционная комиссия соблюдала абсолютно все формальности, по пять раз повторяя названия постановлений судебных приставов, на основании которых и проводились торги.

Для участников аукциона было приготовлено три стола. Однако претендентов на покупку пришло только двое -- ООО «Газпромнефть» и ООО «Байкалфинансгрупп». Как позже сообщил г-н Петров, получившая разрешение ФАС на сделку «Первая венчурная компания» «в поле зрения продавца никогда не попадала», а компания «Интерком», которая до последнего момента изучала документы и готовилась к аукциону, неожиданно не заплатила задаток (около 1,7 млрд долл.) и больше не появлялась. В зале же за столом номер 1 разместились представители «Байкалфинансгрупп», а за столом номер 3 -- «Газпромнефти». После представления претендентов комиссия на 40 минут удалилась для принятия решения о допуске. И около 17 часов началась процедура оформления документов для участия в аукционе. Каждую компанию представляли два человека - участник (ему выдавали нагрудный знак зеленого цвета), имеющий право принимать решение по сумме предложений, и консультант (знак желтого цвета). Участником «Газпромнефти» был Николай Борисенко, первый вице-президент «Роснефти» и «Газпромнефти». Участника «Байкалфинансгрупп», равно как и его консультанта, журналисты идентифицировать не смогли.

Затем слово было предоставлено аукционисту Валерию Суворову. Как сообщил «Времени новостей» руководитель пресс-службы РФФИ Владимир Зеленцов, г-н Суворов является начальником отдела продаж Уральского межрегионального отделения РФФИ, в частности, он год назад приватизировал акции рудника им. Матросова, который достался «Норильскому никелю» Владимира Потанина. Аукционист зачитал правила проведения аукциона. Точнее, перечислил, что запрещается делать -- передвигаться по залу, курить, громко переговариваться, пользоваться мобильной и другими видами связи, а также вести аудио и видеосъемку.

После этого председатель аукционной комиссии Юрий Савин (глава правового управления РФФИ) попросил представителей «Газпромнефти» пересесть «на переднюю линию» -- за стол с номером 2. И г-н Суворов объявил: стартовая цена составляет 246 млрд 753 млн 447 тыс. 303 рубля 18 копеек. И предложил участнику под номером 1 (т.е. «Байкалфинансгрупп») согласиться со стартовой ценой. В ответ была поднята табличка с номером 1 и негромко была сказана сумма 260 млрд 753 млн 447 тыс. 303 рубля 18 копеек. Но разницу между суммами аукционист не заметил. Он обрадовался, что участник подтвердил стартовую цену и обратился к участнику номер 2: «Готовы ли вы предложить за пакет акций цену, превышающую стартовую?». Однако представители «Газпромнефти» услышали конкурента. И разница в 14 млрд рублей их явно не устраивала. Г-н Борисенко обратился к аукционисту и попросил предоставить право совершить телефонный звонок. Аукционист растерялся. Он переадресовал вопрос председателю комиссии. После трехсекундного раздумья г-н Савин разрешил, при условии, что «Байкалфинансгрупп» не возражает. Возражений не последовало и г-н Борисенко удалился звонить. Наблюдающие за происходящим журналисты недоумевали: кто-то просто смеялся, кто-то напоминал, что это является нарушением правил, ведь было же сказано, что ходить и звонить запрещается. Через пару минут г-н Борисенко вернулся и молча сел на свое место. Г-н Суворов продолжил: «Напоминаю, что участник номер один подтвердил стартовую цену...» Тут его прервал представитель «Байкалфинансгрупп»: «Минуточку, я назвал сумму 260 млрд...» Аукционист побелел: он понял, что допустил ошибку на полмиллиарда долларов. Тут же он посмотрел в специальную таблицу и указал, что предложение участника номер один соответствует увеличению стартовой цены на пять шагов и предложил «Газпромнефти» «перебить» это предложение. Но г-н Борисенко молчал и табличку с цифрой 2 не поднимал. Три удара молотка и в 17 часов 20 минут прозвучала фраза: «Продано!»

Оформление документов заняло два часа. Все это время журналисты гадали, кто же стоит за компанией «Байкалфинансгрупп». Выяснилось, что по ее юридическому адресу в Твери располагаются магазины и закусочная. Разные источники утверждали, что зарегистрирована компания была только в минувшую среду. В четверг в 17.45, как заявил г-н Савин, ее заявка уже была зарегистрирована в РФФИ (заявка «Газпромнефти» -- на сутки позже). Когда было получено разрешение ФАС -- не сообщается. Задаток победитель аукциона, по словам представителя фонда, перечислял через Сбербанк.

Судя по тому, что в названии выигравшей компании есть слово «Байкал», некоторые эксперты стали предполагать, что на аукцион согласилась пойти Китайская национальная нефтяная компания (CNPC), возможно, вместе с «Газпромом». Ведь в минувшую пятницу с ее руководителем Чэнь Гэном в очередной раз встретился Алексей Миллер. «Встреча прошла в теплой дружественной обстановке и показала единство мнений по вопросам сотрудничества в нефтегазовой сфере», -- таково официальное сообщение. Однако источники информагентств, близкие к китайской компании, заявили, что речь не могла не идти об аукционе. Однако глава российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев заявил «Времени новостей», что интересов китайских компаний в прошедшем аукционе не было.

«Сургутнефтегаз», еще один потенциальный претендент на владение «Байкалфинансгрупп», вчера не комментировал итоги аукциона. Другие российские компании, очевидно, не имеют 9,3 млрд долл. на покупку «Юганскнефтегаза».

Таким образом, большинство экспертов стали склоняться к версии, что за победителем в той или иной форме стоит «Газпром». Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Оганес Оганян заявил РИА "Новости", что не удивится, если через какое-то время «Байкалфинансгрупп» продаст «Юганскнефтегаз» «Газпрому». Аналитики инвесткомпаний полагают, что таким образом «Газпром» подстраховался на случай неприятностей, связанных с решением американского суда, который помимо переноса на 10 дней аукциона запретил «Газпромнефти» покупать на аукционе «дочку» ЮКОСа, в противном случае на активы российской монополии в Европе теоретически мог быть наложен арест. Кстати, именно арестами пугали участников аукциона адвокаты Group MENATEP из американской компании Greenberg Traurig. Ее партнер Джон Паппалардо заявил, что если аукцион выиграет "непонятная структура", но очевидно аффилированная с "Газпромом", "нам удастся раскрыть это подобно снятию кожуры с пуговицы..., мы будем искать поставки газа и нефти в других странах и арестовывать их..., мы будем готовы идти против любой организации, которая будет участвовать в аукционе». Однако эти угрозы во внимание не были приняты. Более того, глава РФФИ г-н Петров заявил, что к нему не поступало никаких решений американских судов, и даже если бы они поступили, то «не являлись бы обязательными для исполнения», так как между Россией и США нет соответствующего договора.

Теперь же, как заявили в РФФИ, «Байкалфинансгрупп» должна в течение двух недель оплатить покупку. Если она этого не сделает, то, как заявил начальник Главного управления Минюста по Москве Александр Буксман, потеряет задаток. А «Юганскнефтегаз» помимо варианта повторной продажи со снижением цены может ожидать передача государству в счет налоговой задолженности. Судя по выражению лица г-на Буксмана, именно этот вариант можно считать наиболее вероятным.

ВАШЕ МНЕНИЕ

Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа