|
|
N°231, 20 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Империя добра
Правые не отказались от идеи перевоспитать человечество
На днях секретарь по идеологии федерального политсовета «Союза правых сил» Леонид Гозман представил экспертам несколько подзабытый правый проект «Либеральный империализм». Осознав свое истинное предназначение, российские политологи решили протяженно во времени порассуждать о судьбах постсоветского пространства -- для этого предполагается провести серию дискуссий с общей темой «Проекты для России».
В соответствии с проектом, представленным г-ном Гозманом, Россия должна в обозримом будущем стать империей. Эту идею впервые озвучил больше года назад глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, но тогда «она не получила должного развития». Прежде чем развернуть перед присутствующими новую картину мира, Леонид Гозман успокоил их, сообщив, что «Либеральная империя» не более чем метафора, императора нет и не будет».
Тем не менее, по словам идеолога СПС, империя очень естественна для России, поскольку все достижения науки и культуры относятся именно к периоду империи. Кроме того, г-н Гозман уверен, что со временем наша страна должна стать единой мировой метрополией.
По словам г-на Гозмана, проект «Либеральная империя» подразумевает создание стратегического союза всех демократических стран. Став участником этого союза, Россия должна решить такие важные задачи, как продвижение российского бизнеса в других странах и обеспечение интересов тех людей, которые идентифицируют себя с Россией. «Мы заинтересованы, чтобы нашими соседями были нормальные демократические страны, которые будут открыты для диалога», -- сообщил Леонид Гозман. Проект предполагает, что Россия сделает постсоветское пространство «зоной ответственности», пытаясь отстоять либеральные и демократические свободы в государствах бывшего СССР.
Чтобы объединиться по модели либеральной империи, государства должны найти «общую стратегическую задачу, общий интерес». И тут идеолог оппозиционной СПС высказался вполне в духе российской власти, назвав такой идеей борьбу с терроризмом. Оговорившись, что террористические акты всего лишь инструменты для распространения в мире тоталитаризма. Как заявил эксперт, без вступления России в эту империю «северное кольцо не замкнется»: «Мы должны объединиться, чтобы нести совместную ответственность за то, что происходит на планете». После чего в мире сложится «мировая империя», в которую войдут на равных правах Россия, Западная Европа, США и Япония.
Директор Центра политических экспертиз, лидер движения «Евразия» Александр Дугин в ответ на такую радужную перспективу предположил, что в либеральной империи лидером станет вовсе не Россия, а США, и так уже пишущаяся с большой буквы Империя. Поэтому необходимо или смириться с многополярным миром и стать одним из его полюсов, или замкнуть новую мировую империю на себе. А уж будет ли она либеральной, станет ясно позднее.
Удивившись оптимизму коллег, руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин упрекнул их в излишнем глобализме: «Тютчев и Ленин, Вернадский и Толстой мечтали о разном, но глобально, и ни одна мечта не реализовалась». Тем более, по мнению политолога, сейчас в России «нет представления о будущем, а только лубок из прошлого». «Живо имперское тело, но мертва и смердит имперская душа», -- констатировал г-н Орешкин кризис национальной идеи и пообещал, что у России есть шанс стать «глобальной периферией», как Белоруссия для Европы.
Директор Центра стратегических исследований в Санкт-Петербурге Анатолий Бергер вообще отказал России в возможности построить мировую империю на своей основе. «К сожалению, пока Россия сможет занять только периферийное место в этой империи в силу различий в интересах тех государств, которые могли бы войти в костяк такой империи», -- отметил г-н Бергер.
Главный редактор журнала «Космополис» Денис Драгунский поспешил утешить мрачнеющего Леонида Гозмана, сообщив, что, по его мнению, проект «Либеральной империи» вполне осуществим. «Мне очень импонируют агрессивный тон этого проекта и уверенность авторов в его реализации, -- отметил он. -- Я уверен, что мы сможем найти с демократической западной империей такую точку соприкосновения, которая обеспечит выгодное для нашей страны положение». Утомившись, политологи решили не вдаваться в подробности и не выяснять, что могло бы реально стать такой точкой, а также кто бы взялся реализовать идею либеральной империи. В частности потому, что в нынешней российской политике места такой идее нет. В этом эксперты были единодушны.
Дарья ГУСЕВА