|
|
N°116, 04 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арбитраж заступился за инвесторов
Федеральные и муниципальные власти могут лишиться возможности заработать на предшествующих приватизации коммерческих конкурсах. Конституционный суд вчера начал проверку 21-й статьи закона «О приватизации госимущества и об основах приватизации муниципального имущества в России». По этой статье объект приватизации, например, завод, можно, не возвращая денег, отобрать у победителя коммерческого конкурса, если тот не выполнил предусмотренные договором о приватизации инвестиционные или социальные условия (не построил работникам завода детский сад или не инвестировал оговоренную сумму).
Высший арбитражный суд (ВАС) счел ситуацию, при которой граждане и предприятия лишаются и денег, и имущества, противоречащей конституционному принципу равнозащищенности всех видов собственности: и государственной, и муниципальной, и частной. По мнению ВАС и по Конституции, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается только при условии предварительного и равноценного возмещения. То есть ВАС не преследует цели совсем лишить власти права деприватизации, а вот заставить ее возвращать полученные по итогам конкурсов деньги несостоявшимся приватизаторам для него -- дело чести.
Впрочем, первый замминистра имущественных отношений Александр Браверман отметил, что «три года по инвестусловиям собственник пользуется объектом и извлекает прибыль». Потому, по его мнению, отчуждение собственности в случае невыполнения инвестусловий не так уж серьезно ущемляет права покупателя.
Юристы думского комитета по собственности полагают, что дело обстоит не так просто, как пытается представить арбитражный суд. Инициатива ВАС может коснуться не только инвестиционных условий, но и любых обременений (обязательных условий) по сделкам с недвижимостью.
Депутаты и правительство пытаются решить эту проблему в новой редакции закона о приватизации, прошедшего недавно первое чтение. По словам г-на Бравермана, изменения направлены на то, чтобы максимально убрать из него обременения. «В законе 1991 года конкурс с инвестусловиями был ключевым способом приватизации. Это порождало «конкурс обещаний». В законе 1997 года мы, обжегшись, ужесточили требования», -- утверждает чиновник. По его словам, в нынешнем законе подобных случаев будет еще меньше. Возможно, решение законодателей будет упреждено вердиктом КС, который будет оглашен через две недели.
Светлана МИХАЙЛОВА, Екатерина КАЦ