|
|
N°230, 17 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Апельсин от Македонского
Разделение Украины на две части сохраняется
Накануне повторного голосования второго тура президентских выборов на Украине кандидаты в президенты посылают представителей и агитаторов в проблемные для себя регионы: Ющенко шлет своих на восток, а Янукович -- на запад. Автор "Времени новостей" тоже решил побывать и на востоке, и на западе Украины.
То, что передряги на Украине не закончились, я почувствовал уже в аэропорту Донецка, куда прилетел из Москвы. Женщина-контролер, стоящая на выдаче багажа и проверяющая бирки, мгновенно предложила поменять мои 500 долл. на гривны по фантастическому, как она выразилась, курсу. То же самое -- в такси. Молодой водитель по имени Андрей несколько, как принято говорить, бандитского вида всю дорогу просил купить у него гривны. Хотя бы на 100 долл. И еще минут десять уже после того, как подвез к гостинице, не выпускал меня из машины и канючил эти 100 долл. Я объяснял, что не могу купить у него гривны, так как должен представить банковские справки в бухгалтерию. Тогда этот Андрей, очевидно, обидевшись, поступил со мной, как настоящий «бандит». Дело в том, что я заранее обговорил с ним плату за проезд -- речь шла о 80 гривнах (около 15 долл., на Украине это немалые деньги). Но у гостиницы выяснилось, что водитель «механически», как он бесстыдно заявил мне, нажал на кнопку счетчика, на котором натикало гораздо больше 80 гривен. Пришлось объяснять, что обманывать нехорошо.
Поскольку вернулся я с Украины только что, то могу свидетельствовать: накануне повторного голосования 26 декабря сохраняется не только этот ажиотаж к иностранной валюте, но и разделение (хотя и условное) страны на две половины -- восточную, окрашенную в бело-голубые цвета и поддерживающую Виктора Януковича, и западную, предпочитающую оранжевый цвет, цвет оппозиции, во главе с Виктором Ющенко.
На востоке, например в Донецке, где я провел несколько дней, невозможно найти атрибутику с цветами оппозиции. Только оранжевый апельсин в руках у человека может косвенно указывать о симпатиях к Ющенко. А на западе, в том же Львове, до сих пор косятся на человека в синем шарфе, даже если этот шарф был повязан без намека на политику (просто он теплый и гармонирует с курткой).
Кстати, митинги у «бело-голубых» и сейчас проходят тяжеловесно. В лучших традициях застойной эпохи. Оратор с трибуны сообщает, что митинг сторонников Януковича объявляется открытым. Затем говорится, что участники акции должны принять резолюцию. Кто за, кто против -- голосуют. А еще минут через сорок митинг объявляется закрытым. Люди расходятся. Скучно, невыразительно, хотя в митингах поддержки искренне участвует молодежь. А вот у сторонников Ющенко все с точностью наоборот. Динамично, зажигательно, с участием известных диджеев, артистов, певцов, все продумано до мелочей.
Сторонники Януковича мне объясняли, что не могут позволить себе такую же «роскошь»: «Мы в отличие от оппонентов работаем!» Шахты, доменные печи -- это все встанет, если сторонники Януковича устроят бессрочный митинг, поэтому на свои акции они дружными рядами идут, как на работу, точнее, после работы. На центральной площади Донецка митинги начинались не раньше 18 часов...
Когда в Донецке я покупал билет на поезд, начальник смены в кассах спросила: «А вы не боитесь ехать во Львов поездом?» На прошлой неделе, пояснила она, поезд вернулся весь побитый -- на одном из перегонов состав забросали бутылками и камнями. Кто это сделал, непонятно, может, оранжевые, а может, и хулиганы. Проводник Денис информацию о разбитых поездах не подтвердил. Зато рассказал, как в прошлую поездку был во Львове, где сторонники Ющенко даже предлагали ему деньги, чтобы голосовал за кандидата оппозиции. Еще звали в Киев -- митинговать: «Там, говорят, если стоишь несколько суток, то больше 100 долл. платят, а если меньше стоишь, то копейки дают...»
Кстати, во Львове я, естественно, разговаривал по-русски. И мои случайные собеседники, заслышав русскую речь, сразу переходили на русский язык. Пожалуй, только раз в банке сотрудница упорно отвечала мне на украинском. Но тут же подобрела, когда очередь (а стояли в основном украинцы) после моего предложения поговорить тогда уж по-грузински или по-английски стала возмущаться ее поведением.
И как-то в том же Львове, чтобы убить время до ночного поезда в Киев, я пошел в местный «кинопалац» (кинотеатр), чтобы во второй раз посмотреть "Александра Македонского", но уже на украинском языке. Ничего подобного! Фильм шел на русском, там не было даже подстрочного перевода! И всем все было понятно! В картине есть эпизод, когда Македонский справляет свадьбу вдали от родины, -- в горах Персии он женился на дочери вождя одного из племен. В качестве подарка друзья преподносят большое серебряное блюдо, накрытое крышкой, а потом крышку снимают и... оператор крупным планом показывает апельсин, лежащий на золотых монетах, символ родины великого полководца, с огромным трудом доставленный за тысячи километров от Греции... Зал взорвался хохотом, аплодисментами. Зрители долго не успокаивались. Здесь уже другие ассоциации. И вряд ли режиссер Оливер Стоун мог предположить, что его тонкая задумка с апельсином доставит столько радости сторонникам Ющенко в далеком Львове...
Николай МАМУЛАШВИЛИ, политический обозреватель «Радио России», -- для «Времени новостей», Донецк--Львов--Москва