|
|
N°230, 17 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вьюгин примеряет ежовые рукавицы
ФСФР ужесточает требования к профучастникам рынка
Федеральная служба по финансовым рынкам подготовила изменения в порядок лицензирования профессиональной деятельности инвестиционных и управляющих компаний, депозитариев, регистраторов и организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Цель нового проекта ФСФР -- повысить «прозрачность» участников рынка и усовершенствовать систему надзора. Предложения службы будут опубликованы в ближайшие дни для обсуждения самими объектами надзора.
Руководитель ФСФР Олег Вьюгин уже в начале своей деятельности во главе регулятора высказывался за введение пруденциального, по образцу банковского, надзора за деятельностью рынка. Вчера его заместитель Владислав Стрельцов охарактеризовал введение новых требований как «первую стадию» этого процесса.
Принципиальные изменения в порядок лицензирования, если судить по проекту документа, коснутся учредителей профучастника, его руководства и менеджмента, состава документов, предоставляемых соискателем для получения лицензии, и роли саморегулируемых организаций. Учредители лицензируемой компании, российские и иностранные юридические лица должны будут работать не менее трех лет, а российские организации еще и выполнять в течение этого срока все обязательства перед бюджетами различных уровней. Все они не вправе выходить из состава учредителей профучастника в течение года со дня выдачи ему лицензии. Это, по мнению г-на Стрельцова, позволит избежать создания компаний-однодневок и исключить возможность «изготовления» лицензий для последующей перепродажи.
Руководители компаний-соискателей впредь должны будут обладать не только соответствующим квалификационным аттестатом, но и годичным опытом руководства организацией, ее подразделением или в течение такого же срока работать в исполнительном органе по рынку ценных бумаг, каковым ныне является ФСФР. Контролер профучастника, который сегодня может работать в нескольких организациях, должен быть постоянным сотрудником соискателя лицензии. Последний в дополнение к нынешнему набору документов представляет в ФСФР бизнес-план на ближайший год и правила противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые сейчас согласовываются с ФСФР уже после выдачи лицензии. Если сегодня лицензиат, располагающий ходатайством саморегулируемой организации (СРО), может рассчитывать на укороченный срок рассмотрения службой его документов, то в будущем ФСФР намерена установить единый порядок для всех соискателей, независимо от наличия или отсутствия у них ходатайства СРО.
Ревизия наследия ФКЦБ, предпринимаемая ФСФР в последние полгода, была в целом направлена на либерализацию норм, установленных предшественницей, и устранение излишнего регулирования. В случае с порядком лицензирования профучастников служба впервые прибегла к системному ужесточению требований. Некоторые из них выглядят уже на первый взгляд если не излишними, то как минимум дискуссионными. Это касается, например, обязательности предоставления соискателем бизнес-плана, который является просто свидетельством о намерениях компании. Поскольку для сохранения лицензии не требуется жесткого исполнения этого плана, ФСФР рискует получить от лицензиатов множество ни к чему не обязывающих шаблонных документов, которые к тому же вряд ли будут прочитаны. Требование о выполнении в течение трех лет обязательств учредителя перед бюджетом может создать проблемы для учрежденной им компании: отсутствие налоговых задолженностей на момент выдачи лицензии не означает, что они не будут обнаружены потом.
Если предшествующие инициативы регулятора в основном поддерживались профессиональным сообществом, то сейчас реакция, например, саморегулируемых организаций, выключенных из процесса лицензирования, вряд ли будет благожелательной. «Предложенная отмена сокращенного срока рассмотрения документов при наличии ходатайства СРО нам представляется ошибочной», -- считает предправления НАУФОР Елена Авакян. Ходатайство СРО, по ее мнению, всегда предусматривало глубокий анализ, предварительную экспертизу и контроль деятельности компании, претендующей на лицензию, и никогда не было формальной процедурой. «Ужесточение требований, предусмотренное проектом нового положения о лицензировании, конечно, направлено на уравнивание фондового и банковского сегментов финансового рынка. Однако сейчас нельзя с уверенностью сказать, насколько продуктивным для фондового рынка будет копирование стратегии регулирования банковской деятельности. Фактически положение затрагивает только тех, кто намерен получать дополнительные лицензии или только планирует выйти на рынок. Поскольку российский рынок и так отстает по многим показателям, в том числе по количеству профучастников, можно предположить, что в долгосрочной перспективе ужесточение требований затормозит увеличение этого показателя. Для очищения от недобросовестных игроков был бы полезнее контроль за текущей деятельностью», -- считает глава НАУФОР.
Игорь ПОЛИЩУК