|
|
N°229, 16 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русские в Италии
«Северсталь» заинтересовалась итальянской Lucchini
Компания Алексея Мордашова ищет пути выхода на европейский рынок. Как вчера сообщила итальянская газета Il Sole 24 Ore, «Северсталь», рассчитывая на прибыли от мировых продаж на фоне роста цен на сталь, приобретет 60% убыточной итальянской сталелитейной компании Lucchini. По информации издания, контроль над одним из крупнейших в Европе производителей высококачественных легированных сталей обойдется в 450 млн евро. Соответствующее соглашение о сделке, утверждает Il Sole 24 Ore, будет подписано уже сегодня. Нынешние владельцы, семейство Луччини, после сделки с компанией г-на Мордашова сохранят контроль над 30% компании. Еще 10% перейдут в собственность банков, предоставивших Lucchini кредиты на 250 млн евро.
В своем недавнем интервью британским СМИ владелец «Северстали» Алексей Мордашов сообщил, что последуют новые «поглощения», и выразил надежду, что к концу десятилетия компания войдет в шестерку мировых производителей стали. Однако пока зарубежные покупки «Северсталь» совершает с прицелом на рынки сбыта в обход действующих квот.
В конце прошлого -- начале текущего года «Северсталь» за 285,5 млн долл. приобрела обанкротившуюся американскую Rouge Steel Company (ее основными клиентами являются такие автогиганты, как DaimlerChrysler, GM и Ford). А в ноябре «Северсталь» предложила менеджменту находящейся в состоянии банкротства канадской Stelco выкупить ее вместе с долгами, инвестировав в нее 400 млн канадских долларов. В «Северстали» неоднократно заявляли, что компанию интересуют любые доступные зарубежные активы. А эксперты отмечают, что за счет пиковых цен на металл у компании г-на Мордашова накопилось много свободных средств: по разным оценкам -- от 1,5 до 2 млрд долларов.
В «Северстали» вчера не комментировали информацию о сделке с Lucchini, что, впрочем, не исключает возможности переговоров между владельцами российской и итальянской компаний (которых связывает условие о конфиденциальности до окончательного решения). Как отмечает эксперт ИК «Атон» Тимоти Маккачен, «Северсталь» уже давно хотела попасть на рынок ЕС в обход действующих ограничений. Тем более что европейский рынок для российских компаний за счет своей близости гораздо привлекательнее американского. Однако, по его словам, внутри ЕС слишком мало компаний, которые можно приобрести (большинство из них либо гигантские, либо слишком маленькие). Lucchini, отмечает г-н Маккачен, как раз подходящая по размеру компания. Желание владельцев Lucchini продать компанию, по его словам, оправданно: итальянцы за неимением собственного сырья вынуждены импортировать и коксующийся уголь, и руду, что негативно сказывается на операционной деятельности. Чистый убыток Lucchini по итогам 2003 года составил 148 млн евро. Как вчера сообщила Il Sole 24 Ore, соглашение с «Северсталью» позволит Lucchini, переживавшей с конца 90-х годов финансовые трудности, избежать распродажи своих активов по частям.
Компании Мордашова сделка с Lucchini позволит избежать действующих квот. Согласно подписанному соглашению между Россией и ЕС российским сталеварам в текущем году разрешено импортировать в Европу всего 1,822 млн тонн стали, из которых на долю «Северстали» приходится порядка 600 тыс. тонн. Новое соглашение о торговле до сих пор не подписано, и в Минэкономразвития обещают его появление не ранее начала второго квартала следующего года. До тех пор будут действовать «автономные квоты», соответствующие объемам на 2004 год.
Синергия от сделки, с одной стороны, небольшая, отмечает г-н Маккачен, поскольку «Северсталь» производит плоский продукт (для автопрома), в то время как Lucchini -- длинный (рельсы, стройконструкции). Однако, с другой стороны, покупка Lucchini встраивается в общую стратегию «Северстали», которая, по словам эксперта, заключается в том, чтобы производить первичную сталь в России, а в Европе из нее делать уже продукт с добавочной стоимостью. В России производство обходится дешевле за счет низкой стоимости рабочей силы и энергоресурсов, а Евросоюз -- это емкий рынок сбыта. Эксперт Альфа-банка Максим Матвеев полагает, что таким образом компания г-на Мордашова страхуется на будущее. Когда цены на металл уже будут не столь высоки, на первый план выйдет умение заключать долгосрочные соглашения. Приобретая зарубежные компании, «Северсталь» получает и их клиентскую базу.
Впрочем, «как показывает практика, «Северсталь» не так уж эффективно может управлять вновь приобретенными активами», отмечает г-н Матвеев. То, что вложения в Rouge (с февраля по июнь на фоне роста цен на металл компания показала всего лишь 6 млн прибыли) не оправдались, признает и Александр Пухаев из UFG.
Яна ГОДОВАНАЯ