Время новостей
     N°229, 16 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2004
Последний день Гонконга
Покажет в Москве Театр Пины Бауш
Три дня -- с пятницы до воскресенья -- в Театре Моссовета будет звучать румынская, китайская, аргентинская музыка. Пина Бауш -- руководитель танцтеатра в Вуппертале (Германия) -- будет показывать спектакль о последних «колониальных» днях Гонконга. Называется «Мойщик окон». На вчерашней пресс-конференции в ИТАР-ТАСС мировая знаменитость рассказывала о спектакле, о своем театре и о себе.

Когда в 1973 году мэр Вупперталя предложил Пине Бауш возглавить местную балетную труппу, она долго отказывалась. К тому моменту у нее за спиной была учеба в Фольквангшуле -- знаменитой школе танца, основанной в двадцатых экспрессионистом Куртом Йоссом (именно у Йосса она и училась -- в пятидесятых), два года кочевой жизни в американских труппах и несколько маленьких спектаклей. А тут классический театр, «Спящие красавицы»... Но пока она отказывалась, мэр настаивал, время тянулось -- труппа тихонько развалилась, осталось лишь несколько энтузиастов, готовых осваивать современную манеру движения. И Бауш начала строить свой театр -- основанный на классической технике, но экспрессионистский, феминистский, но кружащийся вокруг выдающегося танцовщика Доминика Мерси, и не только танцующий, но разговаривающий и кричащий. Именно его и знает теперь весь мир.

Он уже дважды приезжал к нам -- в 1989-м и в 1993-м. Тогда показали «золотой фонд» Бауш -- «Гвоздики», «Весну священную». Теперь Конфедерация театральных союзов привозит спектакль 1997 года.

«Мне неинтересно, как люди движутся, -- говорила она раньше. -- Интересно, что движет ими». Теперь продолжает: «Неважно, какую технику изучали танцовщики. Важны человеческие качества. Важно ощущение исходящей от человека гармонии, важно, что излучает человек». В 1997-м Великобритания вернула Китаю свою колонию -- Гонконг. И Бауш, пристально интересующаяся людьми, специально поехала в этот город, и поселилась, и прожила там три недели до дня передачи -- и наблюдения за людьми города на грани нервного срыва легли в основу этого спектакля.

Впервые спектакль о городе Бауш поставила тогда, когда ее попросили сделать это римляне, -- и сначала танцовщики ее труппы отправились в Вечный город, прониклись им. Потом был Будапешт. Потом Гонконг. На вопрос, не собирается ли она сделать спектакль о Москве, Бауш отвечает просто: она не едет в город просто так, ее приглашают.

Кажется, слово за мэром. А пока что -- гонконгский вариант.

Анна ГОРДЕЕВА