|
|
N°124, 13 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будет ли куда вступить россиянину?
В России многое из того, что нормально работает в других странах, принимает экзотические формы и, как бы существуя, совершенно не работает. Это с особенно железной последовательностью проявляется в многопартийном строительстве.
С одной стороны, партий в Минюсте зарегистрировано значительно больше, чем способна прокормить страна. С другой стороны, по общему мнению, партия, похожая на настоящую, есть только одна, да и та коммунистическая. То есть дело обстоит, как с банками. Весь центр Москвы утыкан красивыми табличками, а банк, похожий на то место, куда можно положить свои деньги, есть только один, да и тот сберегательный.
Попробуем разобраться, чем должна отличаться настоящая политическая партия от клуба по интересам, мафиозной группировки, фан-клуба модного политика.
Во-первых, настоящая партия должна иметь достаточно прозрачное финансирование своей деятельности. Это не значит, что уж совсем все ее финансовые дела должны быть как на ладони, но общество имеет право знать, кто же дает основные средства для ее существования. Тогда станет трудно пропагандировать трезвый образ жизни на деньги водочных королей и продвигать социал-демократические принципы, находясь на содержании директоров заводов, которые по полтора года не платят своим рабочим нищенскую заработную плату. Наконец станут известны славные имена тех чисто конкретных спонсоров, на деньги которых Жириновский накупил сотни квартир и автомобилей.
Во-вторых, настоящая политическая организация не может существовать без реальной внутрипартийной демократии. Иначе в ней будет состоять кто угодно, но не политически активные люди, которые готовы участвовать в политической организации только в том случае, если в ней существует реальный механизм учета их мнения. Демократы перестроечных времен, жестоко критикуя КПСС за недостаточно демократичные внутренние порядки (вспомним «демплатформу в КПСС»), насоздавали организаций, называвшихся демократическими, но с абсолютно тоталитарной, антидемократической внутренней структурой. Если кто не согласен с такой жесткой оценкой, то пусть вспомнит, когда последний раз слышал о тайном голосовании на каком-либо съезде партии, или тем более об образовании фракции. Практически все те проблемы, с которыми сталкиваются такие политические организации, как «Единство», «Отечество», СПС, «Яблоко», вызваны не идеологическими, а именно организационными проблемами.
Наконец для того, чтобы быть привлекательной для политически активных людей, партия должна соблюдать жесткую корпоративную солидарность. Лидер, победивший на выборах при ее поддержке, просто обязан формировать свою команду преимущественно из членов этой партии. Иначе пропадает смысл членства. Да, «Единство» называют сейчас правящей партией, но если поискать, кто из администрации президента и правительства официально в ней состоит, то на ум приходит только Шойгу. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что, называясь лидером этой организации, он ее членом не является и, соответственно, никакой ответственности, предусмотренной уставом, за свою деятельность перед рядовыми членами и руководящими органами «Единства» не несет. А уж об обязательном выполнении решений партийных съездов и говорить не приходится. Почему же мы в такой ситуации удивляемся, что в очередную «партию власти» стремятся в основном лоббисты? Ничего другого в нынешней ситуации там делать просто невозможно.
Многое можно исправить с помощью принятия эффективного закона о политических партиях.
В этот закон должны быть внесены положения, которые резко интенсифицируют процесс формирования реальных политических организаций и, следовательно, будут способствовать формированию гражданского общества.
Во-первых, должен быть четко прописан максимально прозрачный механизм финансирования политических организаций и установлены жесткие санкции за его нарушения. Пример Гельмута Коля и ХДС у нас перед глазами, как, впрочем, и коробка «из-под ксерокса», которая так и не нашла своего владельца.
Во-вторых, коль скоро дожидаться появления внутреннего демократизма у нынешних политических лидеров можно бесконечно долго, придется законодательно установить некие минимальные требования к демократичности уставов политических организаций, стремящихся зарегистрироваться. Это должно быть требование по избранию в региональных организациях тайным голосованием делегатов съездов, лидера и членов руководящих органов на съезде партии и уж, несомненно, состава партийного списка для выборов в Государственную думу.
Эти предложения выглядят как ограничения для ведения политической деятельности, но ведь вся демократия состоит не только из прав, но и из ограничений, из общеобязательных правил игры. Никто не удивляется, что, например, в законе о выборах имеется масса ограничений для форм и методов ведения агитационной кампании.
Реальные политические партии являются необходимым атрибутом развитого демократического общества. В конце концов если бы в них не было необходимости, то они давно бы исчезли в прагматическом западном сообществе. И если мы наконец убедились, что даже самая либеральная рыночная экономика успешно не формируется сама по себе без законодательной и организационной поддержки государства, то пора понять, что и политическое пространство тоже принимает самые уродливые формы, если государство не создает и не контролирует общие правила для всех политических игроков.
Заместитель председателя Московского фонда президентских программ Владимир ЖАРИХИН