|
|
N°229, 16 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Елена Куприна: Покажи свою коллекцию, и я скажу, кто ты
В Москве прошли две ярмарки искусства, тучные и изобильные: Рождественский антикварный салон в ЦДХ с особой программой советского искусства 20--70-х годов ХХ века и гигантский «Артманеж» на стадионе ЦСКА. Впору бы порадоваться интенсивному развитию артрынка, если бы не несколько существенных, сбивающих пафос моментов. Рождественский антикварный салон подтвердил, что стоимость советского XX века все еще ничему не подконтрольна. На очень посредственные работы каких-то учителей рисования, оформлявших красные уголки в школах, цены устанавливаются, что называются, с потолка -- порядка 20--30 тыс. долл. Такие цены гипнотизируют находящихся «не в курсе дел» российских покупателей, которые доверчиво поддаются на элегантный грабеж. Второй момент -- рыхлость и бесформенность того вала художественной продукции, которую на ярмарках формата «Артманеж» называют современным искусством. Пока ассортимент на рынке не структурирован, игры по цивилизованным правилам нам не видать.
Образцом для России по-прежнему остается старушка Европа, которая учит нас торговать нашим же искусством в Лондоне, а Америку торговать современным искусством в Майами. О том, чему именно мы можем научиться, на примере лондонских русских торгов и гигантской ярмарки «Арт-Базель/Майами-Бич», обозревателю Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказывает консультант по формированию частных коллекций, директор галереи Е.К.АртБюро Елена КУПРИНА.
-- В первую декаду декабря на мировом артрынке случились два значительных события. В Лондоне три аукционных дома устроили неделю торгов русским искусством. В Майами прошла ярмарка современного искусства «Арт-Базель/Майами-Бич», на которой русского искусства почти не было (исключение -- несколько классиков авангарда на стендах европейских галерей). Можно ли эти события чем-то объединить?
-- Полагаю, общих лейтмотивов может быть два. Первый -- развитие частного коллекционирования. Второй -- искусство продавать искусство, профессиональный менеджмент в этой сфере торговли. Русское искусство в Лондоне продавали три аукционных дома -- имеющие более чем двухсотлетнюю историю Сотби (Sotheby's) и Кристи (Christie's) и только что образованный аукционный дом Макдугалл (MacDougall's). У первых двух торги прошли успешно. Третий, можно сказать, провалился. Почему? Дело в том, что товарно-денежные отношения с искусством строятся по образу айсберга, основание которого -- скрупулезная подготовительная работа с вещами, их правильный отбор и правильная оценка не завышенная и не заниженная. Ведь следствие обеих ошибок -- недоверие покупателя. Формирование интереса покупателя -- подводная часть айсберга. А видимая всем надводная часть -- тот праздник, шоу, которое, собственно, и называется торгами. От того, как аукционист ведет торги, насколько он обаятелен и артистичен, во многом зависит успех аукциона. В зал Кристи или Сотби набивалось 250 -- 300 человек, а возникало ощущение, что ждали именно тебя одного.
-- Кто приезжает на русские торги в Лондон?
-- Высокопрофессиональные дилеры. В основном российские или зарубежные, работающие с российским искусством, тонко его чувствующие, часто русскоговорящие. Коллекции они формируют в основном российской и европейской бизнес-элите. Государство покупает мало -- у музеев по традиции нет денег. Особо страшного я в этом ничего не вижу. Если частная коллекция формируется грамотно, а хозяин относится к ней профессионально, он создает свой собственный музей, следовательно, инвестирует тот же культурный процесс, что и государство.
-- Почему же провалились торги на новом аукционе Макдугалл?
-- Сам факт появления нового аукциона с «русским» профилем обнадеживает. Наше искусство в мире ценится высоко. Но именно потому, что оно высоко ценится, его необходимо более четко дифференцировать: эксклюзив, шедевры и средний уровень. Сотби и Кристи свою программу структурировали: все, что относится к most important (великолепные портреты кисти Шухаева, Григорьева, вещи «барометра русского рынка» Айвазовского), -- все было продано. Средний, не делающий лицо аукциона, уровень и продавался средне. Макдугалл не подготовил публику, не заинтересовал ее в приобретении хитов, топ-лотов своего аукциона, не акцентировал особый состав своей коллекции (искусство русской эмиграции первой трети XX века). Все как-то не оформилось, было бессистемно, бессюжетно. Аукционист не чувствовал зал. Цены были случайными. В итоге аукцион пока свою репутацию не подтвердил.
-- Не кажется ли вам, что аукционы не только укрепляют авторитет русского искусства в мире, но и вредят ему? С вечным «барометром русского рынка» Айвазовским мы становимся какими-то коверными, у которых есть свой коронный номер на арене, и этот номер, этот имидж нещадно эксплуатируют ради денег. О чем-то другом, других именах, периодах развития русской культуры знать ничего не хотят...
-- Спрос рождает предложения. Сейчас активно формируется новый имидж просвещенного российского покупателя, которому интересны не только морские бури нашего главного и действительно великого мариниста, но и современное искусство России последних десятилетий. В этом году почти все выставленное на Сотби современное российское искусство было продано. Его, конечно, было немного, но оно ушло. Думаю, в ближайшее время современного российского искусства на лондонских торгах будет больше. Организаторы аукционов почувствовали к нему интерес.
-- В России пока еще совсем немного людей, собирающих не антикварный салон, а мировое Contemporary Art. Вы недавно посещали крупнейшую ярмарку самого модного и продвинутого искусства последних лет «Арт-Базель/Майами-Бич». Встречали там российских артдилеров?
-- Пока их действительно там мало. Тем не менее считаю, что сама ярмарка «Арт-Базель/Майами-Бич» может быть принята моделью развития артбизнеса в России. Крупнейшая ярмарка современного искусства «Арт-Базель» специально выезжает в декабре в США, в Майами, чтобы продюсировать там продажи современного искусства. Помимо главной площадки ярмарки многие районы города Майами превращаются в экспозиционные площади. С утра до ночи там немыслимо интенсивная жизнь. Десятки коллекционеров приглашают посетить свои ware-house, депозитарии, где в гигантских ангарах хранятся работы самых интересных и известных на сегодняшний день мастеров. Рамочной программой являются семинары с участием звезд Contemporary Art, коллоквиумы. В уходящем году «Арт-Базель/Майами-Бич» представила более 1500 художников из всех стран мира (около 400 -- из США, около 180 -- из Германии), при этом только 100 из них родились до 1900 года. Европа перебирается в Америку -- видит там самые благоприятные условия для Contemporary Art. Что покупает коллекционер? Эмоции. Америка -- страна богатых людей, очень восприимчивых ко всему новому. Современное искусство они считают частью имиджа просвещенного, либерального, открытого человека, у которого хорошая репутация и с которым можно иметь дело -- бизнес. К тому же в высшем обществе интересны люди, поддерживающие культуру, голосующие за нее своими деньгами. Подобные установки сегодня актуальны и для России. «Арт-Базель/Майами-Бич» дала возможность посмотреть, как созданы коллекции в Америке. Это не только традиционное, как в Европе, украшение жилых и общественных апартаментов, а специальные дома-хранилища, депозитарии, музеи. Ведь кинетическую инсталляцию или видеоарт в гостиной не разместишь. Богатым россиянам, у которых нет фамильных замков, зато есть азарт, вкус к риску и желание быть адекватным времени, такой опыт составления коллекций мне кажется перспективным.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ