|
|
N°116, 04 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уловка 31
Левые придумали способ остановить принятие Земельного кодекса
Исполнительная власть рискует потерпеть поражение, равного которому в эпоху Владимира Путина еще не было. Коммунистам почти удалось заблокировать принятие Земельного кодекса, в то время как Кремлю и Белому дому жизненно важно, чтобы закон обрел силу уже в ближайшие недели. Михаил Касьянов, назвав принятие закона в первом чтении «снятием заклятия», заявил вчера в Зальцбурге, что принятие Земельного кодекса свидетельствует о консолидации власти и более широкой поддержке населением экономической политики правительства.
С консолидацией власти как раз проблемы и возникли. Земельный вопрос -- в совместном ведении федерации и субъектов. Выносить его на пленарное заседание Думы можно лишь после рассылки проекта по регионам и получения отзывов региональных законодательных собраний. Строгих регламентных норм нет: кто считает нужным прислать отзыв, тот и шлет. По регламенту Госдумы в том случае, если треть законодательных собраний даст отрицательные заключения на законопроект, он передается в согласительную комиссию. Коммунистам удалось набрать 26 отрицательных отзывов на принятый в первом чтении проект Земельного кодекса. Источники газеты «Время новостей» в КПРФ утверждают, что еще пять местных парламентов уже приняли «правильные решения», но еще не успели отправить их в Москву. Итого -- 31 отрицательный отзыв при необходимых 29. Если документы поступят вовремя, принятие Земельного кодекса будет затянуто как минимум до осени.
Самое любопытное -- в том, что коммунисты особо и не скрывались. Геннадий Зюганов провел несколько агитационных поездок, а его соратники активно работали с местными законодателями. Почему коммунистической игре не была противопоставлена контригра Кремля, большой вопрос.
Теперь исполнительная власть и ее сторонники пытаются всеми способами переломить ситуацию. Вчера представители проправительственных фракций говорили о возможности принятия кодекса сразу во втором и третьем чтении 14 или даже 15 июля, на дополнительном пленарном заседании палаты. Расчет прост -- успеть принять кодекс до того, как в Москву придут еще пять отрицательных заключений из регионов.
Правительство вполне может выиграть эту гонку, пусть даже и не вполне честным способом. Однако легитимность закона в этом случае легко может быть поставлена под сомнение если не в России, то за ее пределами. Спешка с принятием Земельного кодекса является частью большой охоты на иностранного инвестора, в которой принимают участие все -- от президента до мелких министерских клерков. Скандальные обстоятельства работы над земельным законом совершенно не способствуют успешной охоте. И более того -- мешают ей. Массовые «антиземельные» выступления, которые организует сегодня по всей стране КПРФ, вряд ли можно назвать подтверждением популярности правительственной политики у населения.
Поражение может быть тем более обидным для правительства, что сам Земельный кодекс имеет не прикладное, а пропагандистское значение. Главный вопрос -- о купле- продаже сельскохозяйственных земель -- предполагается регулировать отдельным законом. По логике именно вокруг этого закона и должны были бы идти настоящие бои. Хотя как раз когда речь идет не о пропаганде и голой политике, а о приземленных вещах, стороны оказываются готовы к компромиссу. Аграрии, как и правительство, требуют, чтобы оборот сельхозугодий регулировал специальный закон.
Еще примечательнее перемены в позиции правых из фракции СПС, которые всегда ратовали за свободную куплю-продажу любых земель (в том числе сельскохозяйственных угодий) всем подряд (том числе и иностранцам). Теперь правые признают необходимость ограничений. Они согласны вписать в кодекс пункт о недопустимости приватизации земель сельхозназначения до тех пор, пока не вступит в силу соответствующий закон. Иностранцам правые согласны лишь сдавать угодья в аренду, но никак не отдавать в собственность. Признает СПС и то, что земельный участок при смене собственника не должен менять целевого назначения. Если, к примеру, нынешний владелец пастбища продаст его, то новый владелец не вправе превращать пастбище в площадку для игры в гольф.
Однако продвижение к содержательному компромиссу с политической точки зрения представляется левым и Кремлю менее важным, чем амбициозная задача провалить или «продавить» Земельный кодекс. Для коммунистов успех их интриги будет означать реванш за неоднократные поражения. А правительственным и кремлевским функционерам придется объяснять своим шефам, как они могли допустить такую потерю лица исполнительной властью.
Виктор ХАМРАЕВ, Глеб ЧЕРКАСОВ