|
|
N°228, 15 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна кредита
ФАС возбудила дело в отношении банка "Русский стандарт"
Объявив войну «нечестному» потребительскому кредитованию, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пока ограничилась возбуждением только одного дела против банка, который, по мнению чиновников, дезинформирует граждан при выдаче кредитов. Однако дело это может стать прецедентным. Как сообщил вчера «Времени новостей» замглавы ФАС Андрей Кашеваров, служба начинает расследование в отношении пионера и одного из лидеров рынка розничного кредитования -- банка «Русский стандарт», который выдает большинство своих кредитов через магазины бытовой техники и автосалоны. По сути претензии ФАС заключаются в том, что «Русский стандарт» плохо информирует клиентов о реальной стоимости кредита до того, как они подпишут кредитный договор.
«Русский стандарт» стал первым российским банком, решившимся в 1990-х годах привлечь международного консультанта для того, чтобы создать систему оценки рисков и принятия решений по экспресс-кредитам на покупку товаров в магазинах (скоринговая модель). Построив доходный бизнес, банк в этом году первым среди российских банков привлек стратегического иностранного инвестора. В июле о намерении войти в капитал «Русского стандарта» объявило подразделение французского BNP Paribas -- Cetelem, купившее у основателя банка Рустама Тарико 50% компании «Руст Трэйдинг Лимитед», которая контролирует более 90% акций «Русского стандарта». Контроль над оставшейся долей холдинга сохранил г-н Тарико. Еще 6,42% акций банка контролирует Международная финансовая корпорация (IFC). По данным «Русского стандарта», он выдал более 5 млн кредитов частным лицам на сумму более 61 млрд рублей.
«К нам поступили обращения граждан (клиентов «Русского стандарта». -- Ред.), жителя Татарстана и жительницы Москвы, -- сообщил вчера Андрей Кашеваров, -- которые посчитали, что предложения, сделанные им банком до заключения кредитного договора, были изменены в процессе заключения этого договора». По его словам, первоначально банк сообщил клиентам о комиссии, взимаемой им за расчетно-кассовое обслуживание в размере 1,9%, «но только после заключения договора выяснилось, что речь идет не о разовой комиссии, а о ежемесячных выплатах». В результате, как отмечает чиновник, реальная стоимость превысила декларируемую на 20,9% годовых. В этом ФАС видит нарушения статьи о недобросовестной конкуренции закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Впервые ФАС заявила о возможных претензиях к практике банков в сфере потребительского кредитования летом, объявив о намерении исследовать этот сегмент рынка. Служба пришла к выводу о том, что многие банки при выдаче кредитов используют скрытые тарифы (комиссии за ведение ссудного счета, снятие средств в банкоматах и т.д.), которые приводят к увеличению реальной ставки порой на 30--50% годовых. В конце ноября Андрей Кашеваров говорил, что его ведомство может возбудить целый ряд дел против банков (в том числе региональных), однако в итоге материалов хватило только на «Русский стандарт». «Не факт, что в остальных случаях речь идет о нарушении законодательства. Пока намерений возбуждать другие дела нет», -- говорит г-н Кашеваров.
«Русский стандарт» вчера распространил пресс-релиз, в котором сообщил, что «не располагает официальной информацией от ФАС относительно претензий министерства к деятельности кредитной организации», но выразил готовность сотрудничать с антимонопольщиками. «Мы уверены, что в рамках совместной работы представители банковского сообщества и властных органов смогут выработать детальные рекомендации по вопросам взаимодействия с клиентами для всех участников этого рынка», -- говорится в пресс-релизе. Представитель «Русского стандарта» также сказал «Времени новостей», что «потребителям предоставляется полная и доступная информация по условиям кредитования как в рекламных материалах банка, так и в договоре с клиентом». Андрей Кашеваров отмечает, что в рекламных предложениях «должны содержаться все условия, и они заранее должны быть известны заемщику».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ