Время новостей
     N°228, 15 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2004
Эстонский связной
Приговором "изменнику Вялкову" остались довольны и прокурор, и адвокат
Десять лет колонии строгого режима и лишение звания полковника заслужил сотрудник Псковского погранотряда Игорь Вялков за измену родине и шпионаж в пользу эстонских спецслужб. Такой приговор вынес вчера Московский окружной военный суд (МОВС). Обвинение, требовавшее ранее более строго наказания, осталось довольно. Адвокаты, как ни странно, тоже празднуют победу, поскольку им удалось добиться для своего подзащитного смягчения участи, и не торопятся обжаловать приговор. И только осужденный по-прежнему настаивает -- он родине не изменял, честно выполнял долг, но стал жертвой обмана коллег из ФСБ.

Процесс по делу бывшего замначальника оперативного управления Псковского погранотряда Игоря Вялкова начался в июле этого года и проходил в закрытом режиме в СИЗО «Лефортово». Но вчера неожиданно было объявлено, что приговор будет зачитан полностью, хотя обычно в таких случаях из соображений секретности оглашается лишь резолютивная часть вердикта.

Вялков был уличен сотрудниками ФСБ в том, что в 2001 году по своей инициативе связался с эстонскими спецслужбами и предложил им сотрудничество за деньги. А началось все с того, что в сентябре 2002-го в псковское УФСБ пришло письмо от некоего гражданина Иванова И.И. о том, что в Пскове действует эстонский агент. К письму прилагалась аудиозапись телефонного разговора «между мужчиной и женщиной», в котором «мужчина» предлагал «женщине» собирать и передавать секретную информацию о личных данных оперсостава ФПС и ФСБ. Тогда идентифицировать личности собеседников не удалось, но вскоре аноним прислал еще одну кассету, и тогда эксперты установили, что мужской голос принадлежит Игорю Вялкову, а женский -- сотруднику департамента внутренних дел Эстонии Зое Тинт. За Вялковым было установлено наблюдение, и уже в конце сентября 2002 года он был схвачен с поличным -- в момент фотосъемки статей из журнала «Вестник контрразведки». Пограничнику было предъявлено обвинение в госизмене и незаконном пересечении госграницы. Было установлено, что в 2001 году он «конспиративно встретился с Зоей Тинт и предложил ей услуги агента». Вялков незаконно проник в Эстонию и получил первое задание -- собирать информацию о действиях ГРУ Генштаба РФ. По мере дальнейших встреч задания конкретизировались. Вялков должен был узнавать и передавать в Эстонию сведения о планах и работе ФПС, ФСБ, СВР, методах взаимодействия между воинскими частями. Кроме того, эстонцев интересовали личные данные агентов бывшего КГБ республики. Вялкову удалось сообщить сведения о трех сотрудниках контрразведки, за что он получил тысячу долларов. Потом ему удалось скопировать инструкции МВД, ФСБ, СВР и ФПС о взаимодействии между спецслужбами, а также сфотографировать статьи из журнала «Вестник контрразведки» о противодействии спецслужбам Швеции, Норвегии и Финляндии.

На суде Игорь Вялков отказался признать себя виновным, заявив, что «родину не предавал, а в контакт с Зоей Тинт вошел в силу своих служебных обязанностей». Он уверял, что эта идея пришла ему в голову после анализа оперативного дела «Трианон» по противодействию спецслужбам Эстонии. Поскольку, по мнению пограничника, работа эта приостановилась, он решил заинтересовать иностранного агента, снабдив его дезинформацией, а потом, выманив в Россию, задержать с поличным. При этом Вялков собирался доложить обо всем начальству и даже сделал пометки в своем компьютере. А тот факт, что на допросах он сознался, Вялков объяснил «эмоционально-подавленным состоянием» и «психологическим давление следователей ФСБ». Суд же посчитал его вину доказанной. Правда, то, что реальный ущерб государству причинен не был, позволило суду назначить наказание ниже низшего предела -- 10 лет колонии (УК РФ за госизмену предполагает не менее 12 лет). А от наказания за незаконное пересечение границы Вялков был освобожден за истечением срока давности. «Все произошло так, как мы и предполагали, -- подсудимый признан виновным в полном объеме. И хотя мы просили 15 лет, 10 лет -- справедливое наказание, и обжаловать приговор мы не будем», -- заявил одни из гособвинителей Рамил Шакуров. Осужденный выслушал речь прокурора, широко улыбаясь, и на вопрос, согласен ли он с приговором, отрицательно покачал головой. Но его адвокаты считают приговор победой. «В целом суд был объективен, и мы довольны, потому что добились наказания ниже низшего предела», -- сказала адвокат Елена Лебедева-Романова.

Занятно, что вчера же комиссар полиции безопасности Эстонии (КАПО) Хенно Куурманн выступил со специальным заявлением в связи с вынесенным в Москве приговором. Он сказал, что "удивлен тем, что Вялкова связывают с его ведомством". Г-н Куурманн также подтвердил, что Зоя Тинт действительно является работником КАПО, но заверил, что к Вялкову она отношения не имеет и с ним никогда не встречалась.

Екатерина БУТОРИНА