Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов одержал еще одну маленькую победу на российских просторах. В феврале этого года Россия выдала Душанбе бывшего министра внутренних дел Таджикистана Якуба Салимова, перешедшего в оппозицию, а 9 декабря в Москве задержан лидер Демократической партии Таджикистана Махмадрузи Искандаров. В годы гражданской войны, в 1992--1997 годах, Искандаров был одним из полевых командиров исламо-демократической оппозиции. В результате заключенного в 1997 году Московского мирного соглашения, предусматривавшего 30-процентные квоты в органах власти республики для представителей оппозиции, г-н Искандаров возглавил государственное предприятие «Таджикгаз», а осенью 2003 года он подал в отставку с этого поста.
В интервью нашей газете лидер Демпартии объяснил этот демарш как протест против референдума, открывавшего путь к продлению президентских полномочий Эмомали Рахмонова до 2020 года.
По версии таджикской генпрокуратуры, г-н Искандаров, будучи главой «Таджикгаза», похитил около 40 млн долл. Ему предъявлены обвинения в «хищении средств в особо крупных размерах» и «злоупотреблении служебным положением». Его обвиняют в «терроризме, покушении на убийство, незаконном хранении оружия и незаконном наличии 11 телохранителей, пять из которых числились сотрудниками «Таджикгаза». Но в Душанбе мало кто сомневается, что истинной причиной преследования Искандарова было стремление помешать Демпартии, насчитывающей 4,5 тыс. членов, принять участие в парламентских выборах, намеченных на февраль 2005 года. По мнению Рахматулло Валиева, заместителя г-на Искандарова по партии, после ареста лидера такое участие «под вопросом».
Генпрокурор Таджикистана Бободжон Бобохонов считает, что политической подоплеки в аресте г-на Искандарова нет. Однако излагая официальную версию предъявленных обвинений, г-н Бобохонов неожиданно проговорился и выдал истинные причины преследования бывшего полевого командира и госчиновника. Они выглядят необычайно занимательно и, что называется, многое объясняют в нынешних таджикских реалиях.
Оказывается, под арест Махмадрузи Искандарова подвел известный таджикский журналист, главный редактор издающейся в изгнании газеты «Чароги руз» Дододжон Атовуллоев. Дальше цитируем по стенограмме пресс-конференции генпрокурора от 11 декабря, сохраняя авторский стиль. «По его вине задержали Махмадрузи, по его вине Абдуллоджанов в бегах (экс-премьер Таджикистана. --
Ред.), по его вине Якуба Салимова задержали... Потому что кто-нибудь из Таджикистана уедет в Москву, обязательно он его находит, и вокруг него начинаются вот эти... журналистские разговоры и вот такие пресс-конференции» (Бободжанов при этом демонстрирует какие-то статьи). Но главное, в чем виноват журналист, так это в том, что именно он "в девяносто втором году довел страну до гражданской войны" (?!).
Тем не менее против Атовуллоева уголовное дело генпрокурор возбуждать не собирается. «Он находится на территории другого государства, это его дело, -- говорит г-н Бобохонов, -- мы никакого отношения к этому не имеем». Эту парадоксальную логику прокомментировал для «Времени новостей» сам «виновник» гражданской войны, журналист Дододжон Атовуллоев: «Если это так, то, видимо, именно я сделал вчерашнего секретаря парткома президентом Таджикистана, а безграмотного юриста, под носом у которого расцвела наркомафия и коррупция, генпрокурором».