|
|
N°228, 15 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экономика маленького роста
Правительство не верит в удвоение ВВП к 2010 году
Вчера правительство представило программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2005--2008 годы). Документ решено доработать вместе с депутатами. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Фрадков на встрече членов кабинета министров с представителями Совета Думы.
Впрочем, сообщая эту новость, премьер обнаружил отсутствие автора, министра экономического развития и торговли: «Германа Оскаровича нет?!» «Так пробки на дорогах», -- заботливо заступилась за г-на Грефа первый вице-спикер Думы Любовь Слиска. «Нам следует вместе извлечь выводы из проделанной за год работы и наметить задачи на перспективу в рамках среднесрочной программы», -- продолжил г-н Фрадков. И в этот момент дверь распахнулась, впустив раскрасневшегося с мороза г-на Грефа, которого поторапливал руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин.
Когда правительственная команда получила завершенный вид, г-н Фрадков заговорил об отличиях новой среднесрочной программы от предыдущих. «Хотелось бы большего. Нам хочется этого не меньше, чем депутатам», -- сказал г-н Фрадков. И как бы предваряя критику правительства, сказал, что хотя макропоказатели пока остаются в прогнозных рамках, «озабоченности все-таки есть -- это замедление темпов роста и все те же социальные проблемы».
По мнению спикера Госдумы Бориса Грызлова, правительство у нас понятливое: немедленно учло критику и пригласило депутатов стать участниками экономической политики. По словам спикера, столь серьезный экономический документ впервые готовится в таком формате -- «практически прошло его нулевое чтение». И 16 декабря в МЭРТ депутаты примут участие в очередной «обкатке» программы.
Между тем и сама программа, и текущие показатели российской экономики едва ли могут радовать обе ветви власти. К концу года стало очевидно, что проблема замедления темпов экономического роста гораздо глубже и серьезнее, чем хотелось бы кабинету министров.
Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу показывает, что эра бурного экономического роста в стране закончилась. Хотя главным индикатором успешности социально-экономического развития страны, как сказано в программе, является удвоение ВВП за десять лет, сроки этого удвоения устремляются в бесконечность. Возможность двукратного увеличения экономики существует только при реализации масштабных национальных проектов, и в любом случае уходит за рубеж 2010 года. «В 2007 году по уровню ВВП российская экономика превысит предкризисный уровень 1991 года. Вместе с тем по качественным параметрам -- производство в обрабатывающей промышленности, объем инвестиций, масштабы научного сектора -- показатели 1991 года будут превзойдены только после 2010 года», -- сказано в программе.
Причем, как полагают авторы документа, «нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному замедлению роста». К таким факторам они отнесли высокую долю нефтегазового сектора в экономике, отсутствие такового, отсутствие незагруженных производственных мощностей, а также исчерпание запаса ценовой конкурентоспособности, возникшей после кризиса 1998 года.
Следовательно, делается вывод в программе, «при сохранении сложившейся структуры экономики и ожидаемом падении экспорта российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше чем 4--5% в год, даже при высоких мировых ценах и благоприятной динамике импортозамещения».
В программе предусмотрены три сценария развития экономики. Базовый вариант закрепляет существующее положение дел и предполагает исключительно эволюционное развитие. Два других сценария опираются на реализацию ряда стратегических проектов в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, а также в сфере высоких технологий. Это, по мысли авторов, позволит уменьшить зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей.
Все три варианта исходят из одинаковых внешнеэкономических условий. В базовом варианте рост ВВП в 2005--2007 годах будет на уровне 4,7% в год, в 2008--2011-м -- 4,4%, затем 4,2. В двух других вариантах в 2005--2007 годах -- 6,1%, затем наблюдаются незначительные расхождения. Так, в 2008--2011-м по второму варианту будет 6,2%, по третьему -- 6,1%. Зато в более отдаленной перспективе третий вариант оказывается более оптимистичным -- 7,2 против 7,1 во втором. Хотя среднесрочная программа ориентирована на 2005--2008 годы, многие из намеченных реформ и стратегий дадут свой результат уже после 2010 года, отмечают в МЭРТ.
В программе признается, что для развития экономики необходимы не только экономические меры: «Реальным «узким местом» является система правоприменения, прежде всего судебная и правоохранительная системы». Причем как показала прошедшая на днях в Центре стратегических разработок (ЦСР) конференция, понимание "внеэкономических рисков" пришло уже и к членам правительства. Министр финансов Алексей Кудрин сказал, что показатели, достигнутые в экономике за последние пять лет, вряд ли удастся повторить в ближайшее время. Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов честно признал, что проблемы с ростом -- результат действий властных структур. С одной стороны, сказал чиновник, нельзя обвинять государство в том, что оно требует вернуть неуплаченные налоги. С другой -- возникла своего рода презумпция виновности. Каждый предприниматель ждет, что следующим будет либо он, либо его партнер. Если правительство не сможет переломить эту тенденцию, то экономический рост скатится до 3--4%. Но власть ведет себя слишком непонятно. Одной рукой, пояснил г-н Шаронов, она дает положительные сигналы, развивая, например, корпоративное законодательство, другой -- тормозит очевидно необходимые вещи типа закона о недрах, а третьей -- «бьет по башке».
С ним согласен и его недавний коллега по Минэкономразвития, научный руководитель ЦСР Михаил Дмитриев. «Спад в экономике сейчас более глубок, чем когда-либо за последние четыре года, и если тенденция продлится еще 3--4 месяца, темпы роста ВВП снизятся в полтора раза» (то есть до тех же 3--4%. -- Ред.). Он убежден, что экономику тормозит не неправильная политика, а неправильные сигналы бизнесу. «Для бизнеса главное -- невовлеченность государства в управление ресурсами», -- пояснил г-н Дмитриев. Когда бизнес видит, что государство наращивает свое влияние, он начинает воспринимать свою деятельность как более рискованную. «Иногда бездействие может быть более полезно, чем действие», -- сказал эксперт.
Выступить с критикой правительства счел нужным и глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. «Правительству нужно определить, что важнее -- экономический рост, привлечение инвестиций или сбор налогов за четыре года», -- сказал он в эфире радио «Эхо Москвы».
Главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков полагает, что в ситуации, когда экономический рост замедляется на фоне высоких цен на нефть, есть только один выход: «Необходимо вернуться к линии либеральных реформ, намеченных в 2000 году». Осталось подождать, услышат ли эти революционные призывы «наверху».
Вера СИТНИНА, Вера КУЗНЕЦОВА