Время новостей
     N°115, 03 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2001
Йован Чирич: Мы никогда не сыграем на понижение
Реструктуризация РАО «Норильский никель» близится к концу. Между тем год назад она началась со скандала. Миноритарные акционеры «Норникеля» с удивлением обнаружили, что их доля в компании будет снижена в результате приобретения британской компании Norimet -- структуры, занимающейся продажей норильского металла за рубежом. Теперь отношение инвесторов к этой сделке изменилось -- она считается позитивной для «Норникеля». О причинах кардинальных перемен во взглядах акционеров РАО «Норильский никель» газете «Время новостей» рассказал управляющий директор Norimet Йован ЧИРИЧ.

-- Сумма, которую фактически заплатил «Норникель» за Norimet, первоначально вызвала удивление многих наблюдателей. Что дало основание так дорого оценить компанию?

-- Хотелось бы сразу отметить, что сейчас ни у кого не вызывает сомнения сделка между РАО «Норильский никель» и акционерами Norimet. А ее сумма была в прошлом году подтверждена Deutche Bank. Теперь по существу вопроса. Да, Norimet по сути не является владельцем каких-либо реальных активов. Однако включение нашей компании в структуру «Норникеля» очень важно для холдинга.

Norimet является эксклюзивным продавцом на внешних рынках никеля и меди, производимых «Норникелем». Продажи этих металлов составляют более половины от всей выручки холдинга. При этом на зарубежный рынок идет более 90% добываемых «Норникелем» никеля и меди. Согласно российскому законодательству, валютная выручка должна возвращаться в страну в течение 90 дней после отгрузки товара. Между тем и медь, и никель являются биржевыми товарами, и цены на них могут значительно изменяться в короткие промежутки времени.

-- Какие плюсы в этой ситуации дает наличие в структуре компании собственного трейдера?

-- Norimet может более гибко маневрировать на внешних рынках, нежели «Норникель», создавая, к примеру, некоторые запасы металла в момент снижения цены на него. Кроме того, мы имеем возможность хеджировать риски путем покупки форвардных контрактов на Лондонской бирже металлов (ЛБМ). Также мы оказываем содействие «Норникелю» в получении более выгодных контрактов на продажу металла. К примеру, раньше российская медь торговалась с дисконтом 70 долл. за тонну по отношению к официальной цене ЛБМ. При этом потребители меди производили оплату получаемого товара после доставки его в порты Европы. Сегодня российская медь продается с премией в 20 долл. к цене ЛБМ, а покупатели зачастую платят за ее поставки, как только металл отправляется из порта в Дудинке.

Примерно такая же ситуация была и по никелю. Крупнейшие мировые сталелитейные концерны, такие, как Usinor, Krupp, платили за поставляемый товар в течение 30--60 дней после его получения. Теперь многие потребители производят оплату при поступлении никеля в порты Роттердама и Гамбурга. Кроме того, два года назад при нашем активном участии на ЛБМ была зарегистрирована основная продукция «Норникеля» -- полноразмерный никелевый катод. До этого на бирже был зарегистрирован только резаный никелевый катод, объем производства которого на предприятиях «Норильского никеля» был минимален. В результате холдинг нес ощутимые потери, так как выплавляемый им металл торговался со значительным дисконтом к официальной цене ЛБМ. Кстати, недавно компания Codelco, которая контролирует 10% мирового рынка меди, просила «Норильский никель» проконсультировать ее по вопросу создания собственной сбытовой структуры.

-- Если существование Norimet так выгодно «Норильскому никелю», то почему ваша компания изначально не была включена в структуру холдинга?

-- Я не уполномочен отвечать на этот вопрос.

-- На каких принципах Norimet торгует металлами «Норникеля»?

-- Мы покупаем никель и медь у «Норникеля». Контракты заключаются на спотовой, квартальной и ежегодной основе. Цена, по которой Norimet получает никель и медь, максимально приближена к ценам ЛБМ. Большая часть металлов реализуется конечным потребителям. В структуре продаж меди их доля составляет 80%, никеля -- до 70%. Остальное продается на свободном рынке.

-- Является ли «Норильский никель» единственным поставщиком металлов для Norimet?

-- В отношении никеля -- да. По меди мы сотрудничаем с компаниями из Чили и Польши. Но объемы закупаемого у них металла сравнительно невелики. Если у «Норникеля» мы ежегодно закупаем 400--450 тыс. т меди, то в Чили и Польше -- не более 30 тыс. т.

-- Нет ли противоречия в том, что Norimet ведет операции на ЛБМ и одновременно имеет доступ к инсайдерской информации «Норникеля»?

-- Нет. Во-первых, мы непосредственно не участвуем в торговле на ЛБМ, действуя через брокеров. Во-вторых, не участвовать в торгах на бирже мы не можем, так как нам необходимо хеджировать металл, поступающий из Норильска. Это обычная практика для всех крупных производителей металла. При этом, участвуя в торгах, мы отдаем себе отчет, что за нами стоит крупнейший производитель никеля, заинтересованный в максимальной выручке. Поэтому в отличие от трейдеров, которые никак не связаны с производителями, мы никогда не будем играть на понижение.


СПРАВКА
Компания Norimet Ltd. была образована в 1997 году. Изначально ее акционерами были близкие к холдингу «Интеррос» структуры. Весной прошлого года 100% акций Norimet, оцененных в 234 млн долл., были обменены на 37,9% акций горно-металлургической компании (ГМК) «Норильский никель», являвшейся до этого времени 100-процентной «дочкой» РАО «Норникель». В результате реструктуризации ГМК «Норильский никель» станет центром капитализации всего холдинга. В 1999 году оборот компании составил 1.8 млрд долл., прибыль -- 76 млн долл., собственные средства -- 86 млн долл.

Беседовал Дмитрий СИМАКОВ