Время новостей
     N°115, 03 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2001
Мастер-класс
Нефтяники отредактировали правительственный налог на добычу
Добывающие компании могут забыть о роялти, ВСМБ (налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) и акцизах: со следующего года их заменит один налог -- на добычу полезных ископаемых. Бюджетный комитет, потратив вчера полный рабочий день на шлифовку текста, рекомендовал Думе принять во втором чтении соответствующую главу Налогового кодекса. Над главой НК о таможенных пошлинах, которая шла в паре с налогом на добычу, решено поработать еще до осени. Вопрос же со ставками пошлин урегулировали, внеся поправки в закон о таможенном тарифе.

Большую часть времени депутаты спорили не о ставках, а о пропорциях распределения нового налога между уровнями бюджетной системы. Поскольку принятые решения устраивают не всех, не исключено, что борьба вокруг этого болезненного вопроса (он горячо обсуждался и в первом чтении) продолжится и на заседании Думы. Правительство, например, не согласно с тем, что только 40% налога на добычу по всем полезным ископаемым (кроме углеводородного сырья) будет поступать в федеральную казну, и намерено и дальше настаивать на том, чтобы налог делился между центром и регионами поровну. Представители же «Яблока», один из «коньков» которого -- защита местного самоуправления, собираются до конца защищать обиженные местные бюджеты. Сейчас 20% роялти поступают в местную казну, новый же налог будет идти мимо этой кассы. Даже налог от общедоступных полезных ископаемых (например, по песку) будет стопроцентно зачисляться в региональные бюджеты. Что касается налога от нефти и газа, то он будет делиться в пропорции 80:20 в пользу федерального бюджета. Что касается двухступенчатых регионов (таких, как Тюменская область, в состав которой входит Ханты- Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), то после череды голосований им решено направлять 10% в бюджет округа, 20% -- области, а оставшиеся 70% -- в центр.

Но если публично спорить вокруг распределения налоговых поступлений полезно (в зависимости от позиции прослывешь либо государственником, либо защитником регионов или местного самоуправления), то открытая торговля по ставкам только вредит делу. Потому эта часть работы была проведена заранее, без лишних глаз и ушей, и видимые миру споры носили вполне светский характер. Правда, споров как таковых и не было. Альтернативные варианты были предложены лишь в отношении нефти. На этот вид сырья на период с 2002 по 2004 год еще в первом чтении было решено ввести специфическую ставку (с 2005 года она будет адволорной -- 16,5%, как и по газу). Правительство предложило установить ставку на нефть в размере 330 рублей за тонну, применяя ее с коэффициентом в зависимости от динамики мировых цен. Расчет коэффициента должен производиться на основе цен сорта нефти Brent. Депутаты настояли на своей версии -- базовая ставка 340 рублей, но коэффициент рассчитывается исходя из цены нефти более дешевого сорта Urals. Представители кабинета (с которыми, правда, и думский вариант был согласован) взяли для окончательного формирования своей позиции паузу.

Но уже очевидно, что нефтяники своего добились: они установили оптимальную, по их расчетам, ставку налога (речь идет исключительно о крупных компаниях) и кроме того закрепили предельные ставки таможенных пошлин (нулевую -- если цена на мировом рынке на нефть сорт Urals будет составлять до и в пределах 15 долл. за баррель, 35% -- если цена колеблется за предшествующие два месяца от 15 до 25 долл. за баррель, при превышении цены планки в 25 долл. за баррель ставка составит 25,55 долл. за баррель плюс 40% от разницы между сложившейся за два предшествующих месяца средней долларовой цены за тонну нефти и 25,55 долл. за баррель). Надо, однако, отдать должное китам нефтяного бизнеса: безусловно, обладая большими возможностями влиять на власть, они трудились не покладая рук. И помимо чисто налоговых вопросов пытались решить в обсуждаемом законопроекте еще и ряд других вопросов. Например, заставить компании, поставляющие в общий трубопровод нефть более низкого качества, выплачивать компенсацию компаниям, закачивающим лучшую нефть. Эту поправку, правда, отвергли по причине смутности формулировок «лучшая -- худшая». Но зато удалось продавить другую поправку, которая бьет по интересам мелких добытчиков: согласно ей доступ к системе магистральных трубопроводов и терминалов при экспорте нефти будет предоставляться компаниям пропорционально объемам добываемой ими нефти. Что означает, что компании смогут экспортировать только ту нефть, что добывают сами.

Нефтяное лобби по итогам работы над налоговым законодательством вообще может быть признано образцово-показательным и давать мастер-классы представителям прочих отраслей. Не только отсталым угольщикам, которым ко второму чтению повысили ставку налога на добычу с 3,5 до 4% (добытчики драгметаллов, например, понизили свою с 8 до 6,5%), но и респектабельному алюминиевому лобби. Последнее отчего-то вполне равнодушно отнеслось к повышению предельных ставок таможенных пошлин на алюминий с 5 до 15%, а на никель и медь -- с 10 до 15%. Это уже скоро грозит им неприятностями: при традиционном поиске источников допдоходов при обсуждении бюджета-2002 думцы не преминут указать правительству на такой резерв, как повышение вывозных пошлин на эту группу товаров.

Радоваться новому налогу, однако, будут представители далеко не всех нефтяных компаний. Он не сулит ничего хорошего для тех, кто планирует разрабатывать месторождения на условиях СРП. Хотя для них и удалось пробить половинную ставку налога на добычу и оговорить, что ее размер будет оставаться неизменным весь период реализации соглашения, это явное ухудшение условий для раздела продукции в России.

Но хотя представители всех ветвей власти и обожают говорить об инвестициях, при принятии решений об усилении инвестиционной привлекательности думают в последнюю очередь. И все решения принимаются по формуле, неосторожно озвученной вчера зампредом бюджетного комитета Сергеем Штогриным: не понравятся нам принятые ставки, возьмем и пересмотрим. Такая охота к перемене законодательства вряд ли по душе тем, кто хочет вкладывать деньги всерьез и надолго.

Cветлана ЛОЛАЕВА