|
|
N°227, 10 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Русские" охотники за арабскими снайперами
Армия обороны Израиля обнародовала данные о борьбе с терроризмом. В 2003 году было совершено 18 терактов-самоубийств и задержано 436 палестинских боевиков. В 2004 году были арестованы 343 террориста. Шестерых смертников остановить не удалось. В ходе антитеррористических операций в 2004 году на Западном берегу реки Иордан были убиты 148 безоружных палестинцев. Минимум десять из них были случайными жертвами. Уровень террористической активности по сравнению с прошлым годом снизился, чему способствовало строительство разделительной стены и проведение специальных армейских операций.
В одной из секретных операций были задействованы русскоязычные израильтяне, выходцы из бывшего СССР. В сентябре 2003 года был создан элитный снайперский отряд, состоящий из шести «чеченцев», то есть тех, кто служил в Чечне или в Афганистане. Этот спецотряд охотился на палестинских снайперов, хотя в целом его задачи -- по-прежнему закрытая информация. Тем не менее один из членов спецотряда согласился ответить на вопросы "Времени новостей", хотя просил не называть его фамилии. В подразделении он самый старший -- ему 44 года, остальным его сослуживцам за тридцать. Роман служил в воздушном десанте в Афганистане. Приехал в Израиль из Белоруссии 12 лет назад.
-- Почему для создания подобного спецотряда выбрали именно выходцев из России и стран СНГ?
-- Потому что мы сами просились. Был послан запрос руководству армии, где было предложение сформировать подобный отряд из русскоязычных репатриантов, имеющих опыт участия в боевых операциях в Афганистане и Чечне. Предложение рассмотрели, и было создано спецподразделение с определенными полномочиями. Эксперимент оказался удачным. Сначала в отряде было три человека, потом призвали еще троих.
-- Вас обвиняют в том, что вы стреляли во всех без разбора...
-- Неправда. Если есть сомнения в целесообразности применения оружия, Армия обороны Израиля открывает уголовное дело. Ни одной жалобы по поводу того, что мы попали в кого-то, в кого не следовало попадать, подано не было. Мы ни разу не ошиблись. Все, кто попал под наш огонь, были боевиками. Другое дело, что таких полномочий, как у нас, у других подразделений не было. Но после того, как наше спецподразделение приступило к работе, первый раз за многие месяцы солдаты боевых частей израильской армии смогли заснуть спокойно.
-- Почему в июле этого года подразделение было расформировано?
-- Причина проста -- смена руководства. Хотя, на мой взгляд, для антитеррористических операций подобное подразделение необходимо. То, что происходит на палестинских территориях, можно сравнить с тем, что происходит в Чечне. Эффективность работы малых групп спецназа в Чечне, как и в Палестине, намного больше. Если объективно, то расформирование подразделения было ошибкой.
-- Что вы, как профессионал, служивший и в советской, и в российской армии, можете сказать об Армии обороны Израиля?
-- Каждое общество имеет адекватную ему армию. Израильская армия во многих аспектах отличается от той, которую я помню по советским временам. В израильской армии больше всего ценится человеческая жизнь. Здесь могут послать на задание 20 танков. Отношения между командованием и подчиненными совершенно другие. Солдат может получить выговор от командира за то, что вовремя не позвонил своей маме и не доложил, что с ним все в порядке. Есть вещи, которые нам просто не понятны. Но чего в израильской армии нет совсем, так это дедовщины и проблем с тем, чтобы солдат был накормлен и напоен.
-- Чем вы занимаетесь сейчас, после расформирования спецподразделения?
-- На самом деле создание спецотряда было лишь одним из проектов общественной организации «Батальон АЛИЯ». Эта организация объединяет более тысячи русскоязычных жителей Израиля, имеющих опыт службы в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Изначально батальон должен был заменять тех, кто отказывается служить на палестинских территориях. Заменой были репатрианты из России и стран СНГ, желающие служить в боевых войсках.
Сегодня члены «Батальона АЛИЯ» служат под началом полиции Израиля, участвуют в операциях по борьбе с распространением наркотиков и уголовной преступностью. Наиболее подготовленные члены движения, в прошлом боевые офицеры в возрасте до 45 лет, прошедшие Афганистан, Чечню и иные горячие точки, задействованы в совместном проекте «Батальона АЛИЯ» и Совета поселений Иудеи и Самарии. Они охраняют самые сложные с точки зрения безопасности поселения.
Беседовала Мария ГРИШИНА, Иерусалим