|
|
N°124, 13 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайская стенка для таможенника
Протекционизм погубил две сотни чиновников
Самое крупное за всю историю социалистического Китая дело о контрабанде и взяточничестве открывается сегодня в Народном суде средней ступени города Сямэнь (провинция Фуцзянь). В «дело Юаньхуа», получившее название по китайскому имени частной гонконгской фирмы Fairwell Group, оказались вовлечены сотни чиновников таможенного управления и органов безопасности -- они получали от фирмы крупные взятки за снятие с поставляемых товаров таможенных пошлин. Значительная часть средств направлялась на умасливание местного партийно-административного начальства. На материк рекой полились прошедшие «левое» растаможивание автомобили, предметы роскоши, нефть, химические продукты и резина. Мздоимцы прикарманили десятки миллионов долларов, казна потеряла миллиарды.
Детали процесса власти держат в секрете -- неизвестно, кто как минимум из двухсот фигурантов по делу войдет в «первую группу» и какие приговоры их ожидают. По неофициальной информации, расстрел грозит не менее чем десятерым -- среди наиболее вероятных претендентов на «вышку» числятся глава сямэньской таможни, заместитель главы управления общественной безопасности провинции Фуцзянь, заместитель начальника управления общественной безопасности города, глава городского управления госбезопасности и заместитель секретаря горкома. Они хапнули более чем по миллиону долларов каждый.
На городском и провинциальном уровне виновные понесут суровые наказания, и расстрелов не миновать. Но насколько высоко будет позволено подняться правосудию, преследующему коррупцию? «Дело Юаньхуа» уже привело к аресту бывшего замминистра общественной безопасности КНР Ли Цзичжоу и главы иммиграционной службы Сю Ганьлу. Ведется расследование в отношении бывшего министра общественной безопасности Тао Шицзюя и его жены. Якобы возникли проблемы и у бывшего главы военной разведки генерала Цзи Шэндэ -- он «засветился» на весь мир после обвинения в передаче 330 тыс. долл. на предвыборную кампанию Клинтона. Были сообщения и о том, что в скандал вовлечены два человека из ближнего круга политических союзников лидера страны Цзян Цзэминя.
Большой гласности на сегодняшнем процессе ожидать не следует. Гонконгские СМИ сообщают, что на суде будут аккредитованы только центральное телевидение и официальное агентство новостей Синьхуа. Дилемма пекинских властей понятна -- им надо найти новую конфуцианскую «золотую середину» в деликатном вопросе о коррупции. Борьба с мздоимством чиновников соответствует ожиданиям народа, но чрезмерное разоблачение властей предержащих может вызвать всплеск недовольства и недоверия со стороны народа. Разоблачения еще будут, но под контролем Пекина.
«Продажа власти за деньги» все более распространяется в Китае. В южном поясе приморских провинций (Гуанси -- Гуандун -- Фузянь -- Чжэцзян) то и дело проходят суды над коррумпированными таможенниками. Суть преступлений та же, что и в Сямэни, только масштабы поменьше. Криминал отчаянно защищается -- летом при пожаре в гостинице в Шаньтоу (провинция Гуандун) загадочно погибли два следователя по коррупции. Борьба, конечно же, будет продолжена, однако размах коррупции требует лечения уже не симптомов, а причин болезни. Дело не столько в моральной неустойчивости таможенников, сколько в искушающих бизнес запредельных импортных пошлинах. Наилучшим путем декриминализации импорта станет снижение пошлин, уже обещанное Пекином в связи со вступлением в ВТО.
Впрочем, в удаленных от моря более бедных материковых провинциях коррупции не меньше -- она опирается прежде всего на сговор чиновников с бизнесменами для присвоения государственных средств. А здесь нужна политическая реформа, способная увеличить степень прозрачности и подотчетности действий местных властей.
Александр ТИМОФЕЕВ