|
|
N°227, 10 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спокойствие Владимира Платова
Бывший глава Тверской области надеется на справедливый суд
Экс-губернатор Тверской области Владимир Платов вчера предстал перед Таганским райсудом Москвы по обвинению в превышении должностных полномочий. Вместе с ним на скамье еще трое -- бывший начальник департамента финансов области Александр Котляр, также обвиняющийся в превышении полномочий, и московские бизнесмены Олег Обжигалов и Павел Волчков. Последним вменяется мошенничество и отмывание денег. Обвинение настаивает, что из-за действий подсудимых бюджет Тверской области потерял около 500 млн рублей. Подсудимые вины не признали и заявили, что дело основано на недостоверных и абсурдных фактах и было специально сфабриковано некими недоброжелателями, чтобы свергнуть губернатора и не допустить его до новых выборов.
В ожидании, пока в суд доставят обвиняемых, Владимир Платов вышел покурить на улицу -- он единственный, кто находится под подпиской о невыезде, остальные остаются под арестом. «Моя совесть чиста, и поэтому я чувствую себя спокойно. Надеюсь, что суд правильно расставит все точки над i в этом деле. Деньги из бюджета действительно пропали, и я не отрицаю этого. Но скажите, как получается, что обманутый человек сам оказывается на скамье подсудимых? Когда я обнаружил, что деньги исчезли, а это произошло задолго до возбуждения дела, я сразу приехал в Москву и стал ходить по инстанциям. Борис Грызлов, бывший в то время министром внутренних дел, отправил меня к своему заместителю Рашиду Нургалиеву, и тот обещал разобраться. Но никакой реакции не последовало», -- поделился переживаниями экс-губернатор. При этом он считает, что вероятной причиной возбуждения дела в год выборов главы Тверской области стало именно его желание вновь баллотироваться. Правда, он не стал называть имен своих противников, так как, по его словам, у него нет для этого доказательств -- только предположения. «Мне самому хищение бюджетных средств никак не было выгодно. В предвыборный год я хотел использовать эти деньги на реализацию хороших программ, они могли бы положительно повлиять на мой имидж как кандидата в губернаторы», -- рассуждал г-н Платов.
Представители Генпрокуратуры Виктор Антипов и Виталий Воронин вчера изложили суть обвинения. По их версии, Обжигалов и Волчков «в период с июня по август 2002 года путем обмана и злоупотребления доверием губернатора Платова и начальника департамента финансов Котляра совершили хищение 500 тыс. государственных среднесрочных облигаций Тверской области, по предварительному сговору, совместно с Коноваловым и Богачевым (оба сейчас в розыске. -- Ред.), заведомо запланировав невыполнение взятых на себя обязательств по оплате указанных облигаций по договору от 12 августа 2002 года, заключенного между ЗАО «Инвестиционная компания «Ортодокс+» и департаментом финансов области». По версии обвинения, «мозгом» этой операции был 30-летний Олег Обжигалов: «В июне 2002 года, узнав о выпуске облигаций, он задумал их похитить». Для этого он привлек несколько соучастников, создал «имидж преуспевающего предпринимателя», снимал апартаменты в отеле «Шератон Палас», где и назначал встречи гг. Платову и Котляру. Обжигалов предложил приобрести облигации на выгодных для области условиях. Для этого нужно было только одно -- чтобы аукцион по размещению облигаций выиграла «Ортодокс+». Обвинение считает, что эта фирма была подконтрольна Обжигалову, учредили ее по поддельным документам, ее гендиректор и главбух Павел Волчков был в сговоре с Обжигаловым. Аукцион был выигран, и в августе 2002 года губернатор подписал договор с «Ортодокс+», по которому в бюджет сразу перечислили 100 млн руб., и соглашение о рассрочке платежа, по которому фирма обязалась делать выплаты постепенно, но при этом в казну поступил бы дополнительный доход в размере 10% от суммы сделки. Далее, как уверяет обвинение, Обжигалов договорился со знакомыми из инвестиционной компании «Русские фонды» о передаче им всего объема облигаций. Это было первым шагом в легализации похищенного. На деньги, переведенные «Русскими фондами» на счет «Ортодокса+», были приобретены простые векселя Сбербанка, потом их передали в фирмы Обжигалова и Волчкова, которые их продали.
«Обвинение полностью построено на домыслах», -- заявил г-н Обжигалов в суде, подчеркнув, что следователи вынудили его давать показания против Платова, о чем он не раз писал и в ФСБ, и в Генпрокуратуру. Его адвокат, Владимир Кошелев, уверен, что Обжигалов не имел отношения к «Ортодокс+», а Волчкова до поры вообще не знал. Волчков сказал, что ему вообще не ясна суть обвинения: «Да, я действительно покупал облигации и действительно пустил их в хозяйственную деятельность, но ведь я заключил эту сделку для получения дохода, а иначе зачем мне все это понадобилось?». Адвокат Волчкова Людмила Полозова с клиентом согласна. «Волчков нарушил сроки выполнения договора, и деньги не поступили вовремя в бюджет, но реальный ущерб казне на момент возбуждения дела не был причинен. Волчков задержал платеж, потому что контрагенты по этим сделкам его подвели. Спор можно было бы решить в арбитраже, и деньги были бы возвращены, но все необходимые документы находятся в уголовном деле, и нам не с чем идти в арбитраж», -- сказала г-жа Полозова.
Преступная ошибка Платова и Котляра, по версии обвинения, состояла в том, что, «обладая властными полномочиями и руководствуясь ложным пониманием интересов службы», пошли на сделку с Обжигаловым и Волчковым, «что привело к тяжким последствиям и причинило значительный ущерб государству». «Суть обвинения мне понятна, но своей вины в этом я не признаю ни в коем случае», -- заявил экс-губернатор. «Остается совершенно непонятным, какой именно ряд незаконных действий по службе совершили Платов и Котляр», -- сказал его адвокат Андрей Брысин. В ответ на это гособвинитель Виталий Воронин заметил: «Роль обвинения на этой стадии процесса неблагодарна, поскольку, зачитывая лишь суть, мы не подкрепляем свои слова доказательствами, что будет сделано позже». После «обмена любезностями» суд приступил к допросу свидетелей, который продолжится сегодня.
Екатерина БУТОРИНА