|
|
N°226, 09 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Классы развития -- это физиологическая целесообразность»
Инициативу Министерства образования и науки ввести школьное обучение с пятилетнего возраста комментирует доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО профессор Марьяна БЕЗРУКИХ.
Сейчас примерно 50% детей готовятся к школе в подготовительных классах. Но в большинстве случаев это обучение письму, чтению, счету. Хотя и в Москве и в регионах есть группы, которые работают по правильным методикам. Многим родителям кажется, что как можно раньше научить ребенка всему-всему очень полезно. Но есть и оборотная сторона. Увы -- это перегрузка. Раннее натаскивание порой приводит к прямо противоположным результатам и создает для ребенка проблемы.
Тем не менее ребенку надо обязательно помочь адаптироваться к школе. Особенно при учете нынешних интенсивных программ. Неподготовленный ребенок может столкнуться в 1-м классе с теми же проблемами перегрузки.
Сейчас предлагается принципиально иное решение. Открыть классы развития, где детей не будут натаскивать на чтение, письмо и счет, а помогут адаптироваться к процессу учебы. Это просто физиологическая целесообразность. Я имею в виду развитие тех функций, без которых обучение письму, чтению, счету невозможно: развитие восприятия, внимания, памяти мышления, организации деятельности, речи. Кстати, у нас в школу приходят 60% детей с несформированной речью. Этим обязательно надо заниматься. Причем в рамках бесплатного образования. По структуре же занятий нам видится наиболее приемлемой форма: три тридцатиминутных занятия, затем прогулка и еще один урок. Одновременно с введением классов развития надо отказаться от подготовительных классов, которые фактически подменяют 1-й класс начальной школы.
Для того чтобы новая система заработала, необходимо, конечно, решить ряд вопросов. К сожалению, сейчас в дошкольных группах работают люди, которые плохо представляют себе, что такое ребенок 5--5,5 лет, и работают с ним, как с семилетним, а это неверно. Министерством должны быть подготовлены методические пособия и, конечно, должна быть проведена, пусть краткосрочная, но все же переподготовка тех людей, которые сейчас работают в школе.
Мы также очень положительно относимся к идее Минобрнауки разгрузить среднюю и старшую школу. Если спросить физиолога, хорошо ли, что будет пять уроков, а не семь, после которых ученик пойдет еще и на факультативы, то любой физиолог ответит, что очень хорошо. Но для педагогов это станет проблемой. Как им удастся это решить, вопрос уже к ним.
|