|
|
N°226, 09 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обнадежив, растревожили
Оргкомитет Московской биеннале современного искусства отчитался перед прессой
Собравшие СМИ на пресс-конференцию начальники открывающегося в конце января первого в Москве Всемирного артфестиваля призывают быть оптимистами. Чем настойчивее подобные призывы, тем сильнее чувство тревоги, прямо в соответствии с логикой названия биеннале -- «Диалектика надежды».
«Вы молодой, а думаете о плохом. Почему?». Этой репликой руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии, председатель оргкомитета биеннале Михаил Швыдкой отреагировал на заданный вашим обозревателем вопрос, отчего главная площадка биеннале -- Музей Ленина -- до сих пор является предметом имущественного спора между федеральной и городской властями. «Этот спор (кульминацией которого стал пикет здания «Росимущества» сотрудниками Исторического музея -- см. «Время новостей» от 2 декабря. -- Ред.) не помешает провести биеннале в Музее Ленина, -- сказал Михаил Ефимович. -- Несмотря на то что позиции разных ведомств не совпадают, Федеральное агентство и Министерство культуры найдут средства, чтобы превратить здание в площадку биеннале. Экспозиционное пространство будет подготовлено без капитальных вложений в здание, о ремонте речи нет». Хотя пресс-конференция проходила в аванзале Музея Ленина, у журналистов не было возможности оценить масштаб предполагаемых работ по подготовке выставочных площадей: дальше передней никого не пускали. Вопреки привычно спокойному тону председателя оргкомитета тревога осталась. Музей огромный -- в нем будет выставлен основной проект биеннале, который готовит интернациональная команда художников под руководством ведущих кураторов мирового Contemporary Art. Приручить такие площади для такого проекта -- задача не одного дня. А конь еще не валялся, и воз поныне там.
Вторая тревога -- злосчастный бюджет. Комиссар биеннале, директор «Росизо» Евгений Зяблов был краток: «Бюджет жесткий -- 40 млн руб. Должно на все хватить». И это при том, что сама программа, включающая дюжину разбросанных по всей Москве площадок (вплоть до станции метро «Воробьевы горы»), сотни участников, тысячи работ, по масштабу не уступает другим фестивалям мира -- Манифесте с бюджетом в 3 млн долл, Венецианской биеннале с бюджетом в 5 млн тех же у.е.
Но при всем скепсисе нужно признать, что обнадеживающие речи начальников биеннале в чем-то были убедительны. Например, в том, что в Россию приедет самый цвет молодого Contemporary Art, в частности, 38-летний лондонский художник Джереми Деллер, получивший на днях престижнейшую в области современного искусства премию Тернера. Или в том, что спецпрограммы биеннале в борьбе за зрителя будут состязаться с главным проектом. Самые интересные площадки -- Дом фотографии (Мультимедийный комплекс актуальных искусств), где ожидаются инсталляции покорившей Венецию в 2003 году израильтянки Михаль Ровнер, а также всегда любопытных россиян Александра Пономарева. Андрея Бартенева, Маши Серебряковой; Музей архитектуры, где «выступит» Кристиан Болтански, наконец, ГМИИ, в залах которого можно будет медитировать под видеоарт Билла Виолы.
Обнадеживает и то, что хулиган и анархист, крупнейший (даже в раблезианском смысле) критик России Андрей Ковалев после официальной пресс-конференции рассекретил для друзей планы по проведению «альтернативной биеннале», в которой главная увидит свое веселое и симпатичное отражение.
Наконец, надежду дарит и ставшее стабильным чувство творящегося на глазах безотносительно биеннале живого артпроцесса. В день пресс-конференции открылась новая роскошная и огромная галерея современного искусства RuArts, где кураторы Олеся Туркина и Антонио Джеуза выставили работы российского видеоарта с 1990 по 2004 год. Правда, классный хай-тек-дизайн (архитекторы Антон Надточий и Вера Бутко) пятиэтажного особняка на Остоженке убеждает больше, нежели обаятельное в целом, но наивное в частностях российское видеоискусство. Но это не беда. Процесс идет. То ли еще будет.
Сергей ХАЧАТУРОВ